Шелер, Макс

Макс Шелер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен — 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) — немецкий философ и социолог; профессор в Кёльне (19191928), во Франкфурте (1928); ученик Эйхена. Шелер перенес феноменологический метод Гуссерля в сферу этики, философии культуры и религии, изображая нравственные ценности неизменными «сущностями» и противопоставляя формальной этике Канта материальное учение о ценности.

Один из основоположников философской антропологии, которую понимал как особую науку, синтезирующую разрозненные естественно-научные знания о природе человека с философским постижением различных проявлений (сторон) его бытия. Сущность человека усматривал не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта.

Главные области его исследования — описательная психология, в частности психология чувства, и «социология знания» в самом широком смысле, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.

Содержание

Основные произведения

  • «Die transzendentale und die psychologische Methode», 1900;
  • «Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg», 1915;
  • «Krieg und Аufbau», 1916;
  • «Von Ewigen im Menschen», 1921;
  • «Wesen und Formen der Sympathie», 1923;
  • «Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre», 1923—1924;
  • «Die Formen des Wissens und die Bilduпg», 1925;
  • «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926;
  • «Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1927;
  • «Zur Ethik und Erkenntnislehre», 1933.

См. также

  • Все-жизнь
  • Все-человек
  • Ordo amoris
  • Первосущее
  • Ресублимирование

Литература

На русском языке

  • Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры / Пер. с нем А. Н. Малинкина // Социологического журнала. — 1996. — № 1/2. текст
  • Трактаты о любви / РАН, Ин-т философии, Центр этич. исслед.; Сост. О. П. Зубец. — М.: Институт философии РАН, 1994.
  • Шелер М. Избранные произведения /Пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; послесл. Л. А. Чухиной. М.: Гнозис, 1994.
  • Шелер М. Ресентимент в структуре моралей // Социологический журнал — 1997. — № 4. — С. 79-115.
  • Шелер М. Ресентимент в структуре моралей = Das ressentiment im aufbau der moralen / Пер. с нем. А. Н. Малинкина. СПб.: Наука: Университетская книга, 1999.
  • Шелер М. Социология знания / Пер. с нем. А. Н. Малинкина // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит.; сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 1. — С. 160—171.
  • Шелер, М. Человек и история // Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты). Ежегодник. - М., 1991. — С. 133-159.
  • Шелер, М. Формы знания и образование // Человек. Вып 4. - М., 1992. — С. 85-96.
  • Шелер, М. Человек и история // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1993.— Т. 1, № 3. - С. 132-154.

О Шелере

  • Малинкин А. Н. Макс Шелер: очерк жизни и творчества // Социологического журнала. — 1996. — № 1/2. текст
  • Марков Б. В. Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера. [1]
  • Григорьян Б. Т. Макс Шелер // Философы двадцатого века. — М., 1999. — С. 229—246.
  • Малинкин А. Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии // Социологический журнал. — 1997. — № 4. — С. 116—150.
  • Куренной В. Метафизика моралей и общностей // Новое литературное обозрение. — 2001. — № 48. — С. 387—401.
  • Розенбергс Р. Л. От Риккерта к Шелеру // История методологии социального познания. Конец XIX—XX век. — М., 2001. — C. 173—191.
  • Черная Л. А. «Новая философская антропология» Марка Шелера и история культуры // Вопросы философии. — 1999. — № 7. — C. 127—139.
  • Чухина, Л. А. Концепция эмоционального априори в феноменологической философии М. Шелера // Феноменология в современном мире. - Рига, 1991. — С. 266-288.
  • Бюль, В. Феноменологическая редукция, функциональное понимание и интуиция сущностей: измерения и принципы понимающей социологии в работах Макса Шелера // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: Реферативный журнал. Сер. 11, Социология. - 1994. — № 1. - C. 31-35.
  • Юречко, О.Н. Ценностное измерение человека: опыт философской антропологии М. Шелера // Социальная теория и современность. Вып. 24. - М., 1996. — С. 198-204.
  • Лохов, С.А. М. Шелер о методе философской антропологии // Вестник Росссийского университета дружбы народов. Философия = Bull. of Peoples friendship univ. of Russia. Philosophy. — 2002. - № 3. - С. 197-204.
  • Забияко, А.П. Феноменология и аксиология святого в философии религии М. Шелера // Религиоведение = Study of religion. - Благовещенск; М., 2001. — № 2. - С. 109-113.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home