Франческа, Пьеро делла

Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca); ок. 1415/14201492 гг., итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения.
Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески, известный более под именем Пьеро делла Франческа (по имени матери, «…ибо она осталась беременной им, когда его отец и ее муж умер…»)[1]
Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма.

Содержание

Биография

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Умбрии, в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.
Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. он являлся городским советником и последние два десятелетия жизни он провел именно там.
Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, он в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции, причем освоился со стилем тамошних реалистов, приобрел основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи.
Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI—XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».[2]
Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы. Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли, и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо-да-Форли, отца Рафаэля, Джованни Санти, и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.

Произведения

По словам Вазари, он был приглашен папой Николаем V в Рим для работ в Ватикане, затем, в 1451 г., поступил на службу к герцогу Сиджизмондо Малатесте, в Римини, где написал, между прочим, в церкви Сан-Франческо замечательный по благородной простоте композиции и по точности рисунка образ Cвятого Сигизмунда («Св. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатестой»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурные околичности. Около этого же времени исполнены им не менее мастерские фрески в церкви св. Франциска в Ареццо, изображающие легенду об обретении Креста Господня.

  • 14521465 гг. «История Животворящего креста», фрески в главной капелле базилики Сан Франческо в Ареццо.

Владельцы капеллы, семейство купцов Баччи решили продолжить роспись капеллы, своды которой были расписаны предшественником Пьеро, умершим как раз в 1452 г. и одобрили типичный сюжет, предложенный францисканцами. Это «Золотая легенда», невероятно популярная в то время, рассказанная Якопо де Вораджине (Иоаковом Ворагинским), итальянским монахом XIII в., о дереве из которого был сделан крест Господень, но в силу политических мотивов, а может быть и своего собственного видения Пьеро, легенда эта была дополнена двумя сюжетами, отсутствующими в оригинальном сказании.

1. Первая фреска цикла называется «История Адама» («Смерть Адама»). Адам, будучи уже при смерти, просит своего сына Сифа раздобыть в Эдеме масло жизни от древа милосердия, но Сиф возвращается с веточкой райского дерева познания добра и зла, которую вкладывает в рот отцу.
2. «История царицы Савской» («Поклонение царицы Савской священному древу»). Согласно данному царице Савской предсказанию, по пути в Иерусалим, она видит переброшенный через ручей брус, сделанный из дерева с могилы Адама, и пророчит, что из этого бруса будет сделан крест, который положит конец царству Израиля.
3. «Перенесение священного дерева», написана Джованни да Пьямонте, по картону Пьеро. Дабы пророчество не сбылось Соломон велит закопать брус.
4. «Благовещенье», дополнительный сюжет.
5. «Сновидение Константина». Вазари наиболее восхищается этой фреской, написанной Пьеро «…его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается головой вниз, неся знамение победы Константину, спящему в шатре…, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры.» [3] Ангел обещает победу Константину, если на щиты его войнов будет нанесена монограмма Христа — «ХР».
6. «Победа Константина над Максенцием».
7. «Пытка Иуды», также написанная Джованни да Пьямонте по картону Пьеро. Иуда, знавший где спрятан крест, под пытками сообщает что кресты зарыты под храмом Венеры.
8. «Обретение и испытание Животворящего креста».
9. «Победа Ираклия над Хосровом», дополнительный сюжет.
10. «Воздвижение креста Господня».
11. Пророки.

После того, работая в своем родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних, для местного общества della misericordia, и фреску «Воскресение Христово» в Палаццо Коммунале.

  • 1458 г. «Воскресение Христа» в палаццо Коммунале, Борго-Сан-Сеполькро. На этой фреске «…Христос кажется непрерывно поднимающимся из гроба и словно бы на глазах вырастающим до сверхчеловеческой величины.»[4]
  • В 1469 г. он был призван ко двору герцога Федериго в Урбино, где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин. Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона… три фигуры на заднем плане – два человека и ангел с босыми ногами – «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима». [5]

  • после 1472 г. Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги.
  • ок.14721474 гг. Алтарь Монтефельтро (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера, Милан.

Считается, что Федериго заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидобальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г.) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, что первоначальный размер картины был уменьшен, а художник намеревался включить в композицию больше архитектуры и пространства, сделав ее более воздушной. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Св. Бернардин, Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Петр Мученик (с раной на голове) и Св. Иоанн Евангелист. Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федериго да Монтефельтро. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь, является и эмблемой рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что еще больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы.

Литература

  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. — ISBN 5-352-00597-6
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб:. Азбука-классика, 2004. — 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  • Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978.
  • Edited by LauraBaini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005

Сноски

  1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб:. Азбука-классика, 2004. — 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  2. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. — ISBN 5-352-00597-6
  3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб:. Азбука-классика, 2004. — 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  4. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. — ISBN 5-352-00597-6
  5. Дэвис. Н. История Европы; пер. с англ. Т. Б. Менской. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 943 с. ISBN 5-9578-1011-8

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home