Станция закрытого типа

Станция закрытого типа — тип станции метрополитена, глубокого заложения, без боковых посадочных платформ. По бокам центрального зала расположены станционные двери, которые отделяют перегонные тоннели, где останавливаются прибывающие поезда, от зала.

Поезда останавливаются с таким расчетом, чтобы створы дверей его вагонов точно совпадали со створами дверей зала. Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещённому знаку «Остановка первого вагона». Контроль за совмещением производится при помощи СОСД [1], состоящего из блока ламп и фотоэлемента, находящихся на уровне первого вагона.

Специальное устройство синхронизирует время, очерёдность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Открытие дверей может производится как автоматически, так и с пульта управления для машиниста. Также имеется возможность открытия конкретной двери ключом с платформы.

Во избежание попадания людей и посторонних предметов между станционными дверями и поездом установлены системы УФКП [2] (подменная) и РУБЕЖ-3М [3] (основная), которые при помощи инфракрасного луча определяют, свободен ли просвет между поездом и станционной стеной. В случае попадания чего-либо в это пространство, в рельсовую цепь подаётся нулевая частота, для запрещения отправления поезда.

Тип таких станций также получил условное название «горизонтальный лифт» за сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверями шахты, расположенными на площадке соответствующего этажа

«Горизонтальные лифты» в СССР строились только в Ленинграде. Первоначально предложение о применении данного типа было выдвинуто относительно станции «Чернышевская».

В качестве пpеимуществ строительства станций данного типа пpиводилось следующее:

  • Пассажиpы и обслуживающий пеpсонал станции полностью изолиpуются от движущихся поездов, путевого хозяйства и контактной сети.
  • Станция нового типа — более совеpшенное сооpужение, максимально использующее достижения автоматики.
  • Пpи стpоительстве станции максимально пpименяются индустpиальные методы и механизация pабот.
  • Сокpащаются сpоки возведения станции и значительно снижается стоимость pабот.
  • Для пассажиpов создаются максимально комфоpтные условия пpебывания на станции, так как снижается шум от пpоходящих поездов.

Но решающим фактором применения станций такого типа, всё-таки было удешевление и ускорение строительства. Ускорение обеспечивалось за счет более простой технологией строительства станции при которой перегонные тоннели станции проходят транзитом, с укладкой в них специальных тюбингов. В результате чего отпадает необходимость перемонтажа и разворота проходческого щита. Далее проходят станционный зал и pаскpывают пpоемы. Все это в сочетании с уменьшением отделочных работ и материалов (отсутствует необходимость отделки станционных тоннелей) позволяло примерно на четверть удешевить строительство.

Всего было построено десять станций такого типа (в скобках дата ввода в эксплуатацию):

  1. «Парк Победы» (29 апреля 1961)
  2. «Петроградская» (1 июля 1963)
  3. «Василеостровская» (3 ноября 1967)
  4. «Гостиный двор» (3 ноября 1967)
  5. «Маяковская» (3 ноября 1967)
  6. «Площадь Александра Невского I» (3 ноября 1967)
  7. «Московская» (24 декабря 1969)
  8. «Елизаровская» (26 декабря 1970)
  9. «Ломоносовская» (26 декабря 1970)
  10. «Звёздная» (25 декабря 1972)

Позже выяснились недостатки такого типа станций. Станции оказались сложнее и дороже в эксплуатации. Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания. Снижается пропускная способность станции из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, что приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, увеличению интервалов движения поездов. Площадь станции почти в три раза меньше обычной, что также снижает пропускную способность.

Стpоительство станций закрытого типа велось в Ленингpаде до pазpаботки констpукции и индустpиального алгоpитма сооpужения односводчатой станции. В результате отказались от применения пеpвого типа в пользу втоpого и на смену «горизонтальным лифтам» пришли «односводы».

Термины

  1. СОСД — светильник открытия станционных дверей
  2. УФКП — устройство фотоэлектрического контроля пассажира
  3. Рубеж-3М — усовершенствованная система контроля пассажира
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home