Видеоэкология

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Проблема экологии человека приобрела для многих стран экономическую и социальную значимость. В настоящее время она является областью особого внимания учёных, общественности и парламентариев. Однако когда речь идёт об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязнённой воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе — постоянной видимой среде и её состоянии. Более того, нередко считается, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно. С учётом такого подхода довольно часто решаются вопросы проектирования городской среды, а также создаются рабочие места и оформляется интерьер производственных и жилых помещений. А между тем данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, её насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, было названо нами видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников.

Проблема видеоэкологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. Такому отторжению в значительной мере способствовало применение новых материалов в градостроительной практике. В итоге во многих городах резко изменена визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения в основном статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку гомогенные и «агрессивные» поля. В первом случае это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие, а во втором — преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды окон на плоских стенах высоких домов.

Визуальная среда для городских жителей стала иной и в силу характера их труда. Люди работают в помещении, то есть в замкнутом пространстве: в цехах заводов и фабрик, в школах, институтах. В их интерьерах много новых материалов, отличных от природных: полированные стенки, пластик, линолеум, кафель, плёнки, стекло, гофрированный алюминий, сетки, решётки, конструкции и т. п. Те же самые материалы формируют визуальную среду и в частных квартирах.

Появление телевизора ещё больше обострило проблему видеоэкологии: человек смотрит телевизор до 4 часов в день, и этот прибор справедливо называют «зрительной жвачкой». Зрительный ряд телевизионных передач не всегда соответствует нормам зрения. Помимо частоты кадров, частоты строк, иной, чем в природе, цветовой гаммы, на человека воздействуют с экрана те же самые прямые линии, прямые углы, вставки в виде решёток. Неблагоприятное визуальное воздействие оказывает сейчас и массовое внедрение в повседневную жизнь компьютеров — практически каждый десятый человек в рабочее время сидит за экраном дисплея.

К числу факторов, постоянно меняющих визуальную среду человека, следует отнести и работу новой осветительной техники: ламп дневного света, импульсных ламп, лазерных источников. В концертном зале и в театре осветительная техника по своей дороговизне и сложности превосходит звуковую технику. Для управления осветительной аппаратурой используются компьютеры и сложное программное обеспечение. Аналогичная осветительная техника широко используется в городах, где много рекламных табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров.

Существенным образом изменило визуальную среду современного человека массовое внедрение в его жизнь транспортных средств разного назначения. Водитель автомобиля получает дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрит на перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья, столбы, дома, несущиеся навстречу автомашины, сигнальные огни. Аналогичную картину видит человек, находящийся в качестве пассажира в автобусе, троллейбусе, поезде, корабле и самолете. Люди стали более подвижны, и в силу этого в поле их зрения все больше перемещающихся объектов.

С перемещающимися объектами человеку часто приходится иметь дело и на производстве: конвейеры, эскалаторы, вращающиеся колеса, упаковочные, шлифовальные, ткацкие, печатные станки и т. п. С другой стороны, человека в течение всего рабочего дня окружают однообразные предметы, такие как газеты, книжки, ткани одинаковой окраски, пакеты молока, коробки яиц, бутылки, детали машин, микросхемы, облицовочная плитка и т. п.

Говоря об актуальности проблемы видеоэкологии, следует коснуться все большего проникновения человека в необычные для его жизни области — в Заполярье, Арктику и Антарктику, в подводное пространство и подземные кладовые. К примеру, жители Норильска постоянно живут в необычной визуальной среде — с коротким световым днём зимой и длинным — летом. В местах новых поселений людей визуальная среда не всегда благоприятна: например город Навои в безводной пустыне, нефтяные промыслы на Каспии и т. п.

Актуальность проблемы видеоэкологии ещё и в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Стремительное изменение визуальной среды вступает в противоречие с возможностями зрения. Сам человек со всем комплексом потребностей остался прежним, и прежними остались фундаментальные механизмы зрения, тогда как зрительная среда в местах его обитания меняется к худшему.

По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Среди других факторов противоестественная видимая среда, окружающая нас со всех сторон, вносит свою лепту в этот процесс и, как мы считаем, немалую. Противоречия стихийного научно-технического прогресса проявились в настоящее время с колоссальной силой и неотвратимостью. Одним словом, как только допускаются ошибки в жизнеобеспечении человека, так непременно следуют отрицательные последствия, причём в глобальных масштабах.

В 1992 г. состоялась первая Всемирная конференция по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Форум в Рио, в котором участвовало 179 государств, констатировал важнейшие аспекты целостного развития человечества на планете. По итогам встречи на высшем уровне в Рио было принято пять документов: декларация по окружающей среде и развитию; повестка дня на XXI век — программа устойчивого развития с социальной, экологической и экономической точек зрения; заявление о принципах сохранения лесов; конвенция ООН об изменении климата и о биологическом разнообразии. Форум в Рио — это осмысление сообществом людей планеты глобальных экологических проблем, угрожающих всем живущим на Земле. Однако несмотря на то, что важным аспектом форума явился разговор о человеческом факторе, проблема визуальной среды, которая касается практически каждого человека, затронута в нём не была. Такая ситуация чревата серьёзными последствиями, так как хорошо известно, что всякое исправление экологической обстановки требует больших экономических затрат.

Проблем в области видеоэкологии накопилось ничуть не меньше, чем в других областях экологии, и многие из них требуют срочного решения. Однако если состояние воды, воздуха и количества радиации изучают целые институты и большие отделы, то проблемой видеоэкологии занимаются пока единицы. И поэтому о ней не знают не только горожане, но и специалисты-архитекторы, дизайнеры, художники, модельеры, врачи. Данная книга, как нам кажется, будет полезной для специалистов и широкого круга читателей. Цель её — предоставить архитекторам, художникам, дизайнерам материал для обоснованного решения вопросов видеоэкологии при проектировании зданий, сооружений, машин, приборов, бытовых товаров и одежды.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home