Аюрведа

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Аюрве́да (Аюр-Веда) (от санскр. «аюр» — жизнь и «веда» — знание) — древнейшая медицинская система, созданная в Индии около 7 тысяч лет назад. Содержит уникальные сведения по хирургии, терапии, педиатрии, фармакологии и диетологии. Описывает приёмы массажа, иглоукалывания, физиотерапии. Оказала значительное влияние на медицину Древнего Египта и Месопотамии, позднее — на античную и арабскую медицину.


Аюрведа, в зависимости от преобладания у человека тех или иных стихий делит всех людей по типам:

  • Вата
  • Питта
  • Капха.

Определённые продукты, травы, минералы и проч. могут быть использованы для коррекции дисбаланса Ваты, Питты и Капхи.
Сочетание преобладающих стихий называется — Доши


Аюрведа является законченным и совершенным знанием о здоровье, даёт -ответ на любой вопрос, касающийся здоровья человека (все зависит только от квалификации Вайдьи — врача-аюрведиста).
Аюрведа относится к тем немногим областям человеческого знания, которые являются законченными (арифметика, механика, йога — как совершенное знание о совершенствовании человека, тантра — в части развития человеческих чувств, эвклидова геометрия и ряд других).

Самое распространённое, но не самое истинное представление Аюрведы - древнеиндийская медицина, в которой человек рассматривается как часть мироздания; как и во всём, из чего состоит мир, в человеке присутствуют основные стихии (эфир, воздух, огонь, вода, земля).
Кроме того, банальным воспринимается и представление о человеке, как о неотъемлемой частичке мироздания. Сейчас каждый второй говорит об этом как о само собой разумеющемся, не вникая, однако, в истинный, глубинный смысл этих слов и не используя это ни в повседневном, ни в профессиональном мышлении. Такие рассуждения связаны, как правило, с неполным пониманием Аюрведы самими авторами публикаций.

Содержание

Что такое Аюрведа

В буквальном переводе с санскрита это означает знание о жизни. То есть это часть ведического учения, являющегося по содержанию более широким, включающего размышления о мироздании, о месте в нём человека, о религии, культуре и т. д.
В повседневном прикладном смысле Аюрведа — это учение о счастливой жизни, и ещё в более конкретном виде — учение о совершенном здоровье.
Однако истинный смысл Аюрведы заключён в первом её значении, то есть в буквальном переводе.

Знание жизни — это учение о внутреннем мире человека и обо всём, с чем и как этот человек соотносится и взаимодействует во вне. Все это и определяет счастье и здоровье человека. Принципиально важно, что теория и философия Аюрведы дают конкретную «технологию» совершенного здоровья.

Когда возникла Аюрведа

Этот вопрос имеет не только хронологический характер. Можно просто сказать: несколько тысячелетий назад — и это будет весьма внушительно. Однако все гораздо внушительней. Как говорят учителя Аюрведы, она существовала всегда. И это не метафора, а истина. Аюрведа также существовала всегда, как и законы природы, их никто не придумывал, только в определённое время их открывали и формулировали.
Аюрведа — учение о естественном оздоровлении, а оно действительно существовало всегда не только у человека, но и вообще в животном мире. Древний проточеловек и миллионы лет назад неосознанно подчинял свой суточный, сезонный режимы ритмам окружающего мира, при определённых нарушениях в организме инстинктивно употреблял необходимые пищу, травы и минералы, когда требовалось — голодал (как делают это животные и сейчас) и т. д. и т. п.

Проходили тысячелетия эмпирического опыта, он формулировался в осознанные правила, затем в набор правил, то есть в «технологию». Около сорока тысяч лет назад (время появления Homo sapiens) появились зачатки искусства, а следовательно, и воображения, образного мышления, началось осмысление эмпирического опыта, попытки осознать себя, своё место в мире и сам окружающий мир.
Поскольку логикой древний человек не блистал, то ведущей в познании была интуиция, дающая, в первую очередь, понимание не деталей, а целого, то есть целостный взгляд на мир. Научная литература указывает, что первые письменные аюрведические источники появились около трёх тысяч лет назад, что считается временем её зарождения.


Однако учителя Аюрведы говорят, что основные её положения были сформулированы около семи тысяч лет назад, и, благодаря сильной традиции устного учительства, в чистоте передавались вплоть до возникновения письменности. Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. — 750 г. н. э.).
Наиболее выдающимися врачами древности были Кашьяна, Дживака, Чарака, Сушрута.

Согласно преданию, мудрость тысячелетий была сосредоточена в школах Бара Давассара и Дана Вардана, каждый из которых передал знание шести ученикам. Они же объединились (подобно двенадцати апостолам) и изложили свои знания в виде Аюрведы.

Аюрведа сегодня

То же, что несколько тысячелетий назад? Очень важный вопрос, поскольку просто сказать, что она стала более стройной, недостаточно. Дело в том, что сегодняшняя Аюрведа — это Аюрведа-Махариши. Кто такой Махариши и почему он «узурпировал» тысячелетнюю Аюрведу? К сожалению, в древние и не очень древние времена в результате множества войн, завоеваний индийских территорий, уничтожения и утраты истинных источников аюрведического знания, негативного воздействия завоевателей и колонизаторов, а в дальнейшем и просто европейской цивилизации на культуру, чистое знание Аюрведы было частично утрачено и искажено.

В ХХ веке благородную миссию восстановления и очищения Аюрведы взял на себя выдающийся мыслитель, физик, естествоиспытатель, философ Махариши Махеш Йоги. В 1957 году он спустился с Гималаев, прожив там 14 лет монахом-отшельником. Этот воистину великий человек вот уже несколько десятилетий восстанавливает и очищает древнюю мудрость, адаптирует её для понимания современными, в том числе и европейскими, людьми, врачами, используя новые достижения естествознания.
По его инициативе проводятся серьёзные научные исследования на самом высоком техническом уровне, организовано несколько центров Аюрведы в Америке и Европе, центр Аюрведы в Индии, университет Аюрведы в США, проводятся курсы, семинары, издаётся соответствующая литература во многих странах. Огромный вклад в Аюрведу Махариши сделал разработкой особой оздоравливающей техники -трансцендентальной медитации ™.

Есть ли в Аюрведе религия

Ответ очень краток: нет. В связи с этим Аюрведа не может быть чужда православному или католику, мусульманину или иудею. Более того, Аюрведа совершенно естественно может практиковаться в любой стране, а не только в Индии, нет ничего, что бы этому мешало.

Естественно, индийские особенности климата, ритма и уклада жизни, традиции культуры и питания в наибольшей мере способствуют аюрведической практике в этой стране, но принципиального значения это не имеет. Независимо от места на земле есть только один путь к совершенному здоровью — жить в согласии с собой, с людьми, с природой и везде над этим необходимо трудиться. Аюрведа даёт «технологию» этого труда.

Философская база

Сразу условимся, что мы не будем пугаться необычных терминов и в связи с этим сразу внутренне вставать в оппозицию предлагаемым понятиям. Посмотрим на все как бы отстраненно. Нам предлагается определённая логическая цепочка и мы проследим её до конца, а термины — это лишь условные названия. Вернёмся к сути. Почему в Аюрведе человек понимается как неотъемлемая частичка мироздания и оно само как единое целое, в чем сущность этого, и как это понять, а не просто формально согласиться?

Основополагающая мысль

Основополагающая мысль в теории Аюрведы заключается в представлении о существовании первичного поля (аюрведисты называют это первичным сознанием — Самхита), которое порождает все сущее: планеты, галактики, человека, окружающую его природу… Первичное поле или сознание существует вне времени и пространства, оно бесконечно, вечно и совершенно, кроме него не существует ничего, поэтому ему нечего познавать, кроме себя.

Процесс самопознания

Осуществляется с помощью трёх первоэлементов первичного поля:

  • Риши
  • Девата
  • Чандез.

Риши — познающая «часть», Девата — «процесс» познания, Чандез — познаваемая «часть». Риши движется и познает с помощью энергии Девата структуру Чандез, то есть Риши это движение, Девата — энергия, Чандез — структура.

На примере автомобиля можно провести такую упрощённую условную аналогию: сам автомобиль это структура — Чандез, движение автомобиля это Риши, бензин это энергия, обеспечивающая движение — Девата. В процессе самопознания, то есть взаимодействия Риши, Девата и Чандез, возникает множество вторичных вибраций первичного поля, различное сочетание которых порождает все многообразие мироздания. Таким образом, мы состоим из того же первичного поля и множества его вибраций из которых состоит абсолютно все.

Данные представления не выглядят такими уж мистическими, если обратиться к современной науке. Ни для кого уже не новость, что атом не является первокирпичиком всего сущего. Современная физика обнаружила частицы гораздо меньшие. Физики предполагают, что первичным структурным уровнем материи и энергии является квантовый. Квант в 10-100 тысяч раз меньше, чем мельчайший атом. На этом уровне материя и энергия становятся взаимозаменяемыми.

Бесконечное квантовое поле или единое поле, о котором говорят физики, по существу является аналогом того первичного поля или сознания, о котором говорит Аюрведа. Квантовые вибрации или флуктуации единого поля, порождающие все разнообразие материи, есть, по существу, аналогия вибраций первичного сознания (поля) в Аюрведе. То есть все предметы материального мира есть, в итоге, частичка бесконечного единого квантового поля.

Молекулы, лист растения, минералы, звуки, свет и цвета, металлы, воздух, вода и все остальное на Земле и в космосе, в том числе и мы (наше тело, мысли, эмоции), состоим из одних и тех же вибраций. Только различные их соотношения формируют преобладание тех или иных качеств. В процессе взаимодействия трёх первичных потоков сознания образуются вторичные вибрации, формирующие пять основных стихий мироздания или Махабхут: эфир, воздух, огонь, воду, землю. Эти стихии, присутствуя в разных соотношениях в материальных объектах, в том числе и в нас, формируют определённые качества. Необходимо заметить, что не следует понимать основные стихии буквально, это будет упрощением, создающим опять-таки мистический, неправдоподобный, выдуманный оттенок.

На самом деле это метафорическое, привычное нашему мышлению обозначение сложных качеств. Например, в горном хрустале больше воздуха, и эфира, а в красном рубине — огня, земли и воды, хотя в них нет в явном виде этих составляющих. На уровне физиологии человека множественные вибрации основных стихий мироздания формируют 7 следующих вибраций (7 Дхат), которые дают более специфические качества, а на уровне организма — конкретные ткани (лимфа, мышцы, жир, кости и т. д.).

Из 7 Дхат рождается 8 Упадхат, дающих новые ткани (грудное молоко, сухожилия, кожу, сосуды…). Сочетание различных вибраций не только формирует материальные объекты, но и придаёт им специфические свойства, все разнообразие которых представлено 25-ю Гунами (холодное, тяжёлое, гладкое, лёгкое, горячее, сухое, острое, жидкое, грубое, твёрдое, мягкое, маслянистое и т. д.). В живых системах динамическое равновесие этих свойств имеет большое значение для оптимальности внутренних процессов, обмена с внешней средой и для жизнеспособности.

Особенность Гун в том, что все они могут быть оценены нашими органами чувств. Все многообразие перечисленных вторичных вибраций единого квантового поля управляется тремя его первоэлементами: Риши, Девата и Чандез. На физиологическом уровне управляющими принципами являются 3 Доши: Вата, Питта и Капха.

Заслуга Махариши в том, что он установил три характеристики в живом организме, соответствующие в физиологическом преломлении трём потокам первичного сознания. Вата, Питта и Капха есть фактически Риши, Девата и Чандез на уровне физиологии, а точнее — на уровне пересечения сознания и материи. Риши даёт начало Вате, управляющей в организме процессами движения (помните, Риши — это движение); Девата даёт начало Питте, управляющей в организме энергетическими процессами, обменом; Чандез даёт начало Капхе, управляющей в организме структурой, формой.

Что такое движение в организме

Это — сокращение мышц, перистальтика кишечника, движение мысли, электрического импульса по нервам и т. д. Что такое энергия, обмен в организме — понятно: это обмен веществ, то есть все биохимические процессы. Что такое структура — также понятно: это формообразующие структурные характеристики.

Указанные три Доши содержат разное соотношение перечисленных выше вибраций, то есть качеств и свойств. Вата формируется вибрациями, передающими, преимущественно, свойства эфира и воздуха; Питта — огня и воды; Капха — воды и земли. Поэтому Вата отражает следующие свойства (Гуны): сухое, подвижное, холодное, лёгкое, изменчивое, быстрое, тонкое; Питта — горячее, лёгкое, влажное, текучее; а Капха — жирное, холодное, тяжёлое, медлительное, мягкое, прочное…

Буквальный смысл Ваты — ветер, Питты — жёлчь, Капхи — слизь. Комбинация вибраций, порождённых ими свойств у человека, дают ему определённый конституциональный тип — Пракрити.
В Аюрведе выделяют 10 Пракрити по числу возможных сочетаний Ваты, Питты и Капхи, то есть 3 чистых типа; шесть вариантов их двойных смешанных сочетаний (Бидоши) — Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Питта-Капха, КапхаВата, Капха-Питта; тройной смешанный тип — Вата-Питта-Капха (в этом случае они проявляют себя в организме примерно в равных долях). Чистые типы Вата, Питта и Капха практически не встречаются, может быть лишь существенное преобладание одной из дош.

Каждый человек имеет Пракрити рождения, то есть врождённую конституцию, определяемую генотипом предков и их здоровьем в момент зачатия ребёнка, и Пракрити тела, то есть конституцию на сегодняшний момент, слагаемую из Пракрити рождения и прижизненных наслоений и изменений.

Все перечисленные характеристики трёх Дош реализуются не только на уровне тела, но и на уровне сознания и эмоций. То есть Пракрити отражает не только конституцию тела, но и преобладающий для данного человека образ мыслей, характер.

Помимо Дош — Ваты, Питты и Капхи, как общих принципов управления телом и сознанием, каждая из них включает в себя по пять более тонких механизмов (Субдош). Если, например, Вата отвечает за процессы движения во всём организме, то пять её Субдош — за эти процессы в отдельных частях организма. Таким образом, все органы, ткани, механизмы мышления и духовной жизни человека охвачены регулирующим влиянием Дош и Субдош.

Эту регуляцию они осуществляют через взаимодействие и баланс основных вибраций (свойств, качеств): уже описанных пяти Махабхут, семи Дхату, восьми Упадхату, двадцати пяти Гун.
Помимо указанных механизмов существует три Доши ума или разума:

  • Оджас — эквивалент блаженства — характеризует первичную способность организма к гармонии, то есть, по существу, означает жизнеспособность
  • Ама — условное понятие, означающее шлаки в теле и грязь в мыслях
  • Шроты (их 4) — условные каналы циркуляции жизненного потока, питательных веществ, жидкостей, Оджас и пути выведения Амы.

Как в Аюрведе подходят практически к диагностике, оздоровлению, профилактике и лечению

Существует несколько основополагающих принципов:

  • Поскольку имеется совершенное первичное сознание или квантовое поле, из которого построено абсолютно все, то могут существовать и совершенные части этого поля, в частности, человек. То есть человек может иметь идеальное здоровье, необходимо лишь правильно к нему идти.
  • Поскольку все, в том числе и человек, сформировано определённым сочетанием вибраций квантового поля, то оценка этих вибраций может быть использована для диагностики их дисбаланса в организме.
  • Поскольку все в мире состоит из разного соотношения вибраций одного поля, то ничего не лекарственного в мире не существует.
  • Поскольку единое поле совершенно, то даже приближение, а тем более соприкосновение с ним человека, его разбалансированных вибраций может дать за счёт эффекта «резонанса» мощный оздоравливающий эффект. Необходима лишь соответствующая методика.
  • Принцип ненасилия, то есть взаимодействие с окружающим миром и работа над здоровьем должны быть естественными, ненасильственными.

Диагностика

Итак, все начинается с диагностики, целью которой является детальное понимание дисбаланса в организме. Врача-аюрведиста (Вайдия) не интересуют локальные болезни, поскольку все они — лишь следствие различных вариантов дисбаланса (однако опытный Вайдия может точно определять и локальные патологические процессы). В Аюрведе даже нет понятия «болезнь», а есть понятия «есть здоровье, мало здоровья, нет здоровья». Это подобно тому, что не существует темноты, есть лишь отсутствие света, или не существует холода, есть отсутствие тепла.

Характер дисбаланса в организме оценивается комплексом методов.

  1. 1.Внешний осмотр пациента, причём не только телосложения, но и цвета волос, кожи, размера глаз, зубов, жирности или сухости кожи, многих характеристик языка и других слизистых оболочек, выделений пациента и т. д., также манеры двигаться, говорить. Даже эти наблюдения дают Вайдие много информации о конституции человека и о некоторых особенностях дисбаланса в его организме и об угрожающих ему болезнях.
  1. 2.Дополнительную информацию можно получить, задав несколько специальных вопросов, например, об усидчивости, памяти, пищевых пристрастиях, аппетите, характере стула, основных жалобах и т. д. Информацию о врождённых конституциональных особенностях дают специальные математические вычисления на основе астрологических данных (аюрведическая астрологическая диагностика — "Джотиш").
  1. 3.Детальное представление получается с помощью аюрведической пульсовой диагностики. Суть её заключается в том, что мы можем через пульс улавливать все характеристики вибраций квантового поля, «преломлённых» через конкретного человека, и делать выводы об их сбалансированности.

Такая тонкость кажется, на первый взгляд, невозможной, но на самом деле мы просто не умеем пользоваться данными природой способностями. Вспомните, ведь сетчатка наших глаз и зрительный анализатор в коре мозга способны улавливать воздействие всего лишь одного кванта света.

Специальное обучение и тренировка позволяют оценивать не менее тонкие ощущения и с помощью пальцев при исследовании пульса.

Пульсовая диагностика

Исследование пульса в Аюрведе отличается от тибетской пульсовой диагностики и от исследования пульса в современной медицине. В последнем случае, например, изучаются частота, ритмичность, напряжение и наполнение пульса — это весьма скудная информация. В Аюрведе эти характеристики не изучаются, поскольку они отражают лишь вторичные изменения в организме, в первую очередь, в сердечно-сосудистой системе, но не то, что привело к этим изменениям.
В Аюрведе изучается множество вибраций пульса, а по существу, через него оценивается их соотношение, количество уже известных Вам Дхату, Упадхату, а через них понимается соотношение Махабхут, Гун, дисбаланс Дош и Субдош.

Пульсовая диагностика проводится на запястье тремя пальцами на четырёх уровнях с использованием особых приёмов (можно сказать ухищрений), которые трудно понять без учителя.

  • Глубокий пульс несёт информацию о том, каким человек родился, и оценивается вместе с внешностью и Джотиш-диагностикой.
  • Поверхностный пульс несёт информацию о дисбалансе в Дошах (Вата, Питта, Капха), то есть, главным образом, о нарушении соотношения пяти Махабхут (стихий). Второй поверхностный уровень информирует о балансе пятнадцати Субдош. Насколько тонка аюрведическая пульсовая диагностика, можно понять по этому пульсу. При его исследовании кончик каждого пальца мысленно разбивается Вайдией на четыре части и улавливаются и анализируются вибрации пульса на каждой части.

Поскольку каждая Субдоша связана с определёнными местами в организме или ораганами, то Вайдия тут же получает о них информацию. Второй глубокий уровень несёт информацию о семи Дхату и, соответственно, о состоянии конкретных, связанных с ними специфических тканей.

В итоге Вайдия получает полное представление об изначальной (генетической) конституции человека, о прижизненных наслоениях на неё, об актуальном дисбалансе в организме, о состоянии конкретных органов и тканей, количестве Оджас, Амы и функционировании Шрот.

Пульс пациента — это ворота в его квантовое тело.

А так как квантовое тело распространяется во всех направлениях к квантовому полю, а не ограничивается телесной оболочкой, то на пульс влияют события, происходящие во всей вселенной. Вся деятельность организма передаётся через пульс также, как, например, одна радиоволна может передать целую симфонию.

Важный принцип - анализ пульса должен быть быстрым, «наивным», почти интуитивным, в течение 15-20 секунд. Чем дольше смотришь его и чем больше пытаешься при этом подробно его анализировать, тем больше допустишь ошибок. Наиболее точными являются самые первые ощущения и впечатления.

Итак, диагностика проведена. Теперь, поскольку все в природе построено из тех же квантовых вибраций, что и человек, то есть все лечебно, остаётся только из всего этого разнообразия подобрать методы и средства, устраняющие дисбаланс Махабхут, Дхат, Упадхат, Дош, Субдош и Гун в организме, увеличивающие Оджас, уменьшающие Аму, очищающие Шроты. Естественно, это могут быть травы, минералы, части животных, цвета, ароматы, звуки, пища, упражнения, различные мысли и эмоции, подчинение наших ритмов ритмам природы или, точнее, следование им и т. д.

Начинается все с главного — образа жизни и мыслей, с нравственности.
Первое, что необходимо выполнять для  совершенного здоровья, 
— это  cоблюдать  определённые правила или Расаяны поведения. 
Второе — соблюдать правила режима дня и сезонного режима. 
Третье — выполнять принципы аюрведического питания. 

Расаяны поведения очень схожи с христианскими заповедями. Суточный режим должен быть подчинён движению солнца, сезонный — преобладанию в различные сезоны тех или иных Махабхут (стихий) и Гун (свойств). Далее следует ведущая методика, которая позволяет нам соприкоснуться с первичным квантовым полем, в совершенстве разработанная Махариши и называемая трансцендентальной медитацией ™. «Трансцендентальность» означает буквально «выходить за пределы». При ТМ разум учится подниматься над шумом мышления в область, где царят тишина, мир и покой, то есть в область абсолютной гармонии и совершенства. Как очень точно говорит по этому поводу Дипак Чопра (директор американского университета Аюрведы), нельзя очистить разум, лишь думая об этом. Злой разум не может победить свою собственную злость; страх не может подавить страх. Тут требуется особый приём, который поможет выйти за пределы той области, где властвует страх, гнев и другие виды Амы сознания. ТМ — это ненасильственная, не тренирующая, а естественная медитативная техника, которой необходимо обучаться только у специально подготовленного, дипломированного учителя. Человеку подбирается его Мантра (звукосочетание) в соответствии с его генетическим и актуальным статусом (Пракрити рождения и тела). Специфические вибрации мантры, резонируя с вибрациями человека как бы приближают их, и, в первую очередь, вибрации его сознания, к вибрациям первичного квантового поля. Даже кратчайших и редких состояний резонанса этих вибраций достаточно для мощного оздоровления человека за счёт мощной его гармонизации, устранения дисбаланса. Рекомендации по трансцендентальной медитации можно получить только обучаясь у учителя - из за строгой методики, не допускающей неточностей! Научные исследования показали, что у занимающихся ежедневной практикой ТМ на протяжении трёх-пяти лет, более чем на 50 % снижается общая заболеваемость, на 55 % — заболеваемость доброкачественными и злокачественными опухолями, более, чем на 80 %, — сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Лечебное питание

Аюрведическое лечебное питание основано на квантовых свойствах пищи, а не на количестве калорий, витаминов и проч. В продуктах выделяют шесть основных вкусов (Рас): сладкое, кислое, солёное, острое, горькое, вяжущее и шесть Гун (качеств): тяжёлая, лёгкая, жирная, сухая, горячая, холодная. То есть аюрведическое питание идёт прямо от природы. Когда наши вкусовые рецепторы соприкасаются с пищей, Дошам передаётся огромное количество полезной информации. Основываясь на этой информации, Аюрведа позволяет достигать уравновешенного питания, руководствуясь собственными инстинктами не превращая проблему питания в головную боль. Важно, чтобы в каждый приём пищи в ней присутствовали все шесть Рас.

Чем более выраженными качествами обладает продукт, тем более он лечебен. Принцип лечебного применения продуктов, трав и минералов таков: если у ациента дисбаланс сопровождается избытком вибраций, формирующих, например, холодное, сухое, горькое, лекгое, быстрое… качества, то ему необходимо ограничить продукты со сходными качествами и дать продукты с противоположными качествами — горячими, влажными, сладкими, жирными, тяжёлыми…

Опытный Вайдия может по внешнему виду, вкусу, запаху, на ощупь определить качества любых веществ и составить из них лечебные смеси. Поэтому Вайдия может лечить в любом месте, куда бы он ни попал, лишь бы там были хоть какие-то растения и минералы (тем более, что у него в запасе, кроме растений и минералов, вся природа, его собственные руки и ТМ). Цвето-, аромато-, звуко-(музыко-), металлотерапия основаны на тех же принципах, что и лечение пищей, травами и минералами.

Например, ароматы могут быть сладкими, терпкими, горькими, кислыми, холодящими, тёплыми.., цвета — лёгкими, тяжёлыми, холодными, тёплыми, нежными, грубыми.., звуки — тяжёлыми, лёгкими, тонкими, грубыми, резкими, нежными.., а значит лечебными. Исходя из сказанного: среди пищевых продуктов наибольшими лечебными качествами обладают специи, так как они обладают большим набором ярко выраженных качеств. Поэтому почти поголовный отказ от специй у нас в стране является ошибочным, необходимо лишь грамотное их применение.

Звукотерапия

В отношении звукотерапии в Аюрведе существует специальная методика лечения отдельными звуками, а также музыкотерапия и музыкопрофилактика. Специалистами созданы особые музыкальные произведения — Гандарваведы, способные оказывать выраженное оздоравливающее действие, а также суточные Гандарваведы, свои на каждое время суток. Поскольку каждый период суток, как и все, имеет свои качества, связанные с квантовыми косморитмами и влияющими на биоритмы, то определённая мелодия, содержащая звукоряды определённых качеств, может корректировать стандартные варианты дисбаланса на протяжении суток.

Физические упражнения

Далее — специальные физические упражнения. Они используются для перераспределения различных качеств в организме, усиления одних и ослабления других, для очищения от Амы, очистки Шрот. Как основа оздоравливающей гимнастики, в Аюр-веде используется хатха-йога, то есть выполнение различных упражнений, поз (асан), а также система оздоравливающих дыхательных упражнений йоги. Однако европейскому человеку в зависимости от его Пракрити даются и чёткие рекомендации по любым видам физической активности, в том числе и видам спорта.

Например, типу Вата (сухость, холодность, быстрота…) нежелательны физические упражнения, увеличивающие эти качества, то есть резкие движения в холодную, сухую погоду с потерей воды (пот), а желательны спокойные занятия в теплом помещении или же на улице в тёплую погоду. Типу же Питта (жар, влажность…) желательны упражнения также без больших нагрузок, но можно до пота, в прохладном сухом помещении или на улице в прохладную сухую погоду.

Даже из сказанного выше видно, что к различным странностям людей необходимо относиться с пониманием. Один человек любит эту пищу и не любит ту, другой — наоборот. Один любит сухую, другой — влажную баню, один любит горькое, другой — кислое, третий — сладкое и т. д. Один с удовольствием принимает холодовые процедуры, другой — никак к ним не подступится.

Мы все разные, нам все диктует квантовое тело и необходимо больше прислушиваться к нему, а не к модным течениям в медицине, которые стирают, как и любая мода, индивидуальное в человеке. Понимание квантового тела даёт понимание того, почему одному нравится Моцарт, другому — Бах, а третьему — Роллинг Стоунз, почему один должен есть свежие, а другой — варёные овощи, один должен есть больше бобовых, другой — пшеницы, третий — молока, четвёртый — кефира, почему соль, сахар и жир являются «врагами» не для всех, или не для всех обязательно заниматься физкультурой на улице в некоторые времена года.


Панчкарма

Особое место в Аюрведе занимает Панчакарма — комплекс методик, очищающих организм от Амы. Необходимо подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с широко практикуемыми, «модными» сейчас у нас в стране грубыми методами очищения организма. Панчакарма состоит из нескольких последовательно выполняемых мягких, физиологичных методик, в частности: масляный массаж, потовыделительная процедура, специальные небольшие клизмы с настоями трав, лечение через нос и др.


Марма-терапия

Наконец, в Аюрведе с древности применяется Марма-терапия — мысленное и физическое воздействие на ключевые точки пересечения (соприкосновения) сознания и тела. Всего имеется 107 Марм, среди которых есть 4 наиболее важных поверхностных и 3 глубоких «великих Мармы». Марма-терапия использовалась в Аюрведе ещё до применения акупунктуры в древнем Китае и являлась, по-видимому, её предшесвенницей. Опытный Вайдия может устанавливать у каждого пациента Мармы 15-ти Субдош и балансировать их. Физическое воздействие на мармы осуществляется выполнением специальных упражнений и поз, вызывающих сдавливание, напряжение или растяжение в соответствующих точках, кроме того, прямым пальцевым массажем, а также воздействием на точки струёй тёплых масел.

Пример лечения

Для того, чтобы продемонстрировать аюрведическое лечение, возьмём, к примеру, случай, когда ко мне на приём приходит женщина с повышенным весом. Как правило, она уже все перепробовала, но в лучшем случае добивалась незначительного кратковременного эффекта. Ни скудная диета, ни заморские ре- цепты, ни голодание не помогли, а объясняется это тем, что во всех этих случаях в организме не устранялись первопричинные нарушения: скрытый дисбаланс и специфические скрытые органные дисфункции.

По описанной выше схеме я провожу обследование и исследование пульса и выявляю, какие органы у данной пациентки функционируют недостаточно эффективно, в каком соотношении находятся Доши, в каком состоянии Шроты, определяю количество Оджас и Амы. При диагностике я к тому же использую некоторое своё преимущество перед древними врачами, оперируя имеющимися у пациентки данными лабораторных и инструментальных методов исследования, а также использую свою, более совершенную, чем в древности, разработанную мной методику «глазной» диагностики (иридодиагностики).

Поскольку сейчас мы говорим об Аюрведе, а не обо всей моей системе, в которой используются и аюрведические подходы, то и разберём данный случай только с аюрведических позиций. Итак, внешний осмотр, беседа с пациенткой, пульсовая диагностика позволили установить, допустим, что у неё имеется дисбаланс Капха Доши, отвечающей за структуру в организме, и дисбаланс двух из пяти её субдош — Кледака и Бходака, отвечающих за эффективное пищеварение и здоровые вкусовые реакции.

Дисбаланс Капха приводит к избытку двух стихий в организме — воды и земли и таких качеств (Гун) как холодное, влажное, тяжёлое, маслянистое, сладкое, мягкое, медлительное, ровное. Кроме того, выявлено, что имеется дисбаланс двух субдош Ваты — Саманы и Апаны, отвечающих за нормальную функцию начальных и конечных отделов пищеварительного тракта (в первую очередь, за перистальтику), а также дисбаланс субдоши Питты — Пачака, отвечающей за тонкие механизмы пищеварения в желудке и тонком кишечнике.

В ходе диагностики установлено, что у пациентки существенное количество Амы (шлаков) в организме и плохо функционируют каналы очищения — Шроты. Следует заметить, что, как правило, дело обстоит несколько сложнее: имеется дисбаланс и некоторых других субдош, например, отвечающих за электрофизиологические процессы, сосудистую систему или иные, и это учитывается в лечении. Но мы рассмотрим вопрос несколько упрощённо, иначе, уважаемый читатель, вы совсем запутаетесь.

Итак, нам необходимо устранить дисбаланс Капхи, субдош: Саманы, Апаны и Пачаки; устранить избыток холодного, влажного, тяжёлого, маслянистого, сладкого, мягкого, медлительного, ровного в организме, очистить Шроты, вывести избыток Амы. Если я буду сопровождать каждое своё назначение пояснениями, то это займёт очень много места, поэтому ограничимся просто перечнем данных пациентке рекомендаций, смысл которых вы, после прочтения предыдущего текста во многих случаях постигните сами.

Во-первых, пациентке необходимо разнообразить свою жизнь: путешествия в отпуске, чаще ходить в гости, участвовать в зрелищных мероприятиях, переставлять в квартире мебель, желательно выбрать беспокойную работу, когда кругом много шума, движения, хороши любые новые зрительные, слуховые ощущения, новые и новые события. Далее — полезны тепло и сухость в любом виде: тёплый и сухой воздух, тёплые, сухие пища и тёплые напитки. Нельзя переедать, необходимо ограничивать сладкое, кислое, солёное, жирное, холодное.

Кстати, многие полные люди неправильно «сидят» на кефире. После еды полезно выпивать чашку горячего имбирного чая (щепотка порошка корня имбиря) или чая из 1 чайной ложки семян фенхеля. Завтрак и ужин должны быть лёгкими, причём на завтрак лучше съесть не бутерброд, а горячую пищу, приготовленную без воды или с минимальным её количеством (запеченые, жареные блюда). Более того, завтрак нашей пациентке вообще можно пропустить, выпив вместо него медовой воды или полстакана имбирного чая. Можно смело практиковать специи. Фитотерапия будет включать отвары из трав, обладающих очищающим действием (корень лопуха, пырея и петрушки, лист малины, земляники, полевой хвощ, лист брусники, спорыш, мать и мачеха…), а также из трав, устраняющих дисбаланс Капха-Доши и указанных выше Субдош. Это, преимущественно, травы согревающего действия и имеющие острое, вяжущее, горькое, сухое качества.

На аюрведических фабриках готовятся специальные травяные желе, расфасованные в небольшие баночки. Эти фитосборы пронумерованы и выдаются пациентам тут же по результатам пульсовой диагностики. Во многих странах эти желе разрешены в качестве пищевых добавок и продаются. К сожалению, в нашей стране этот вопрос ещё не решён.


Рекомендации по конкретной ситуации

- Нашей пациентке желательны регулярные посты раз в неделю. В питании вообще наиболее благоприятны для неё острое, горькое и вяжущее. Из овощей рекомендуются: свёкла, любая капуста, горох, чеснок, морковь, сельдерей, баклажаны, листовые зеленые овощи, грибы, лук, перец, картофель, редис, шпинат, аспарагус, латук. Ограничивать следует огурцы, помидоры, кабачки.

- Из фруктов рекомендуются: не перезрелые яблоки, абрикосы, груши, вишня, хурма и очень зрелые клюква, гранаты, а также все сухофрукты. Ограничивать следует бананы, кокосы, финики, свежий инжир, грейпфруты, манго, арбузы, апельсины, персики, ананасы, сливы и вообще все очень сладкие, кислые и очень сочные фрукты. Из зерновых рекомендуются: ячмень, гречиха, кукуруза, просо, рожь.

- Ограничивать следует овёс, рис, пшеницу. Из молочных продуктов благоприятны: козье молоко и лишь умеренно — коровье, все остальные необходимо ограничивать. Яйца можно употреблять в любом виде, только не жареные. Из мясных продуктов благоприятны: цыплёнок, креветки, индейка. Ограничивать следует мясо млекопитающих, дары моря (кроме креветок). Бобовые рекомендуются все, кроме фасоли, сои, чёрной чечевицы и зеленого горошка.

- Благоприятные масла: миндальное, кукурузное, сафлоровое, подсолнечное и в умеренном количестве топлёное сливочное. Все остальные масла следует ограничивать. Из сахаров рекомендуется только не подогретый мёд. Следует ограничивать все орехи и семена, кроме подсолнечника и тыквы. Наконец, как уже говорилось, полезны все специи и кулинарные травы, но особенно корень имбиря и девясила.

- Обязательной рекомендацией для пациентки будет занятие физкультурой в количестве и по интенсивности выше умеренного, при этом наиболее благоприятны в данном случае бег, аэробика, гребля, танцы. Зимой лучше заниматься не на улице, а в помещении. Кроме этого, необходимы специальные упражнения из йоги (асаны), уравновешивающие Капха-Дошу: спираль(скрученный позвоночник), лодка, лев, голова к коленям, свеча (стойка на плечах), полуплуг и плуг.

- Вместе с асанами необходимо будет выполнять Пранаяму (специальное дыхание поочерёдно через один и другой носовой ход). Пациентке можно порекомендовать специальные Гандарваведы (лечебную музыку), но также и классическую, либо современную музыку бравурного характера или любые энергичные, быстрые, шумные мелодии. Ароматотерапия в данном случае должна включать запахи можжевельника, эвкалипта, камфоры, гвоздики (пищевой), майорана.

- Необходимый для данного случая лечебный эффект может внести использование следующих металлов: медь, золото, олово (в виде любых изделий, носимых или длительно стоящих, лежащих рядом с пациенткой). Наиболее полезными камнями будут: агат, берилл, гранат (кроме белого), лазурит, опал, рубин, топаз. Следует иметь в виду, что нежелательными для нашей пациентки будут оправы для камней из серебра. Среди цветов наиболее полезны: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, пурпурный. Эти цвета должны присутствовать в преобладающем количестве в одежде нашей пациентки, в интерьере. Ограничивать следует синие и голубые оттенки.

- Пациентке рекомендуются регулярные банные процедуры, причём в сухой бане — сауне. Марма-терапия будет состоять из пальцевого массажа умеренной силы по часовой стрелке четырёх основных Марм: области «третьего глаза», середины грудины, эпигастральной области (область солнечного сплетения) и точки на 10 см ниже пупка. Дополнительные Мармы будут даны в соответствии с разбалансированными Субдошами.

Пациентка будет обучена медитативной технике, близкой к «трансцендентальной»(упрощённый вариант с универсальной мантрой), либо будет направлена в ближайшую школу ТМ. Хочу подчеркнуть, что многие из описанных рекомендаций относятся только к конкретному случаю с избыточным весом и не должны восприниматься как универсальные. Все полные люди могут с пользой практиковать их. Однако у пациентов с другой патологией рекомендации могут быть другими и даже противоположными. Ряд рекомендаций, которые трудно реализовать в домашних условиях (специальные методики), не указаны.

Из книги В. В. Коновалова «Совсем другая медицина»

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home