Ахматова, Анна Андреевна

Анна Андреевна Ахматова

Фото М. Наппельбаума 1922 г.
Имя при рождении: Горенко
Дата рождения: 11 (23) июня 1889
Место рождения: Одесса, Большой Фонтан (Украина)
Дата смерти: 5 марта 1966
Место смерти: Домодедово (Подмосковье)
Гражданство: Российская империя, СССР
Род деятельности: поэт, переводчик
Направление: Акмеизм
Magnum opus: Реквием  Читает А.Ахматова
http://akhmatova.org

А́нна Андре́евна Ахма́това (урожденная Горенко; 18891966) — русская поэтесса.

Содержание

Биография

Анна Горенко родилась 11 (23) июня 1889 г. на юге Российской империи, в Малороссии (Украина), в городе Большой Фонтан под Одессой, в семье инженера-механика флота в отставке. В 1890 г. семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии. "Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»".

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 19061907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 19081910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко, и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве — Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии Ахматовых (известных с XVI века), по матери — из старинного татарского рода князей Чагадаевых, обрусевшего в XVII веке.

25 апреля 1910 г. Ахматова обвенчалась с Н. Гумилёвым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус». На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. В 19101912 гг. дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.

С 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вяч. Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал». Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм…» В 1911 г. начала печататься в петербургских журналах, в том числе в журнале «Аполлон». Первая публикация под псевдонимом АННА АХМАТОВА — стихотворение «Старый портрет» («Всеобщий журнал». 1911, № 3). Знакомство с А. Блоком. С момента основания «Цеха поэтов» стала его секретарем и деятельным участником.

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!…
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

11 декабря 1910, Царское Село

Первые сборники и признание

В марте 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой «Вечер» (в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экз.) с предисловием поэта М. А. Кузмина: «Милый, радостный и горестный мир», но сгущённость психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, «конкретные осколки нашей жизни», рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную «истонченность» психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь «милые мелочи», сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую поэт С. М. Городецкий определил как «акмеистический пессимизм», тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе. В октябре 1912 г. родился сын — Лев Николаевич Гумилёв.

Печаль, которой дышали стихи «Вечера», по словам поэта Г. И. Чулкова, казалась печалью «мудрого и уже утомленного сердца» и была пронизана «смертельным ядом иронии», что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Н. Гумилев назвал «знаменем» для «искателей новых путей», имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знакомство со стихами Анненского, открывшего ей «новую гармонию». Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением «Учитель» (1945) и собственным признанием: «Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью».

«Четки» (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический «сюжет» «Вечера» (в издательстве «Гиперборей» вышла немалым по тем временам тиражом — 1000 экз. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий). Вокруг стихов обоих сборников, объединённых узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то «лирический дневник», то «романлирику». По сравнению с первым сборником, в «Четках» усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам «неживых вещей», но и принять на себя «тревогу мира». Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво: «Ее призвание — в рассечении пластов», — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве.

После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержанно, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

В годы Первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако с болью отозвалась на трагедии военного времени («Июль 1914», «Молитва» и др.). Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Революция. Забвение

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В августе 1918 г. состоялся развод с Н. Гумилёвым (арестован, а затем расстрелян в августе 1921). В 1918 г. выходит замуж за учёного-ассиролога и поэта В. К. Шилейко.

В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921»), оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы «великой земной любви» окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха», а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в «вечный» план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». В 1922 г. расстаётся с В. К. Шилейко и становится женой искусствоведа Н. Н. Пунина.

Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966, нельзя назвать в полной мере авторскими. С 1924 г. Ахматову перестают печатать. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой»), многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» 1965 писала об этом так: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать». В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты.

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы «поэт и власть». В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и её творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

Реквием (отрывок)

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Ноябрь 1935, Москва


Репрессии

В 1930—1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников. В 1935 г. арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв. В 1938 г. снова арестован и приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв. В этот же год расстаётся с Н. Н. Пуниным.

В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его из заключения. С 1935 года и до окончательного освобождения Льва Николаевича поэтесса предельно осторожна в публичных высказываниях. Попыткой (неудачной) продемонстрировать лояльность к режиму являлась публикация цикла стихов «Слава Миру». В дальнейшем Ахматова неизменно исключала этот цикл из всех своих сборников.

Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомильонным народом»: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Произведения Ахматовой этого периода — поэма «Реквием»  (Читает автор) (1935-40 гг., в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал «ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо». «Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела…».

В 1940 г. увидел свет небольшой сборник «Из шести книг». 1941 — войну встретила в Ленинграде. Позднее по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте выходит сборник стихотворений Анны Ахматовой «Избранное. Стихи». В 1943 г. кончается срок ссылки Льва Гумилёва. В конце 1944 года он уходит добровольцем на фронт. 15 мая 1945 г. Ахматова возвращается из эвакуации в Москву.

1946 — Вышло Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах »Звезда" и «Ленинград»", в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко:

"Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе." Из Постановления. «Правда». 21 августа 1946 г.[1]


1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин, 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв (приговор — 10 лет лагерей).

Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе… Скрещиваются разновременные повествовательные планы, «чужое слово» уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь «вечные» образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нём строилась поэтика итогового произведения — «Поэмы без героя» (1940—1965), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала её Поэтом.

1953 — в августе погиб в лагерях Н. Н. Пунин. 1956 — возвращается из заключения Л. Н. Гумилёв.

Реабилитация

В 60-х гг. творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1961 г. публикуются «Стихотворения». По некоторым сведениям можно предположить, что в 19621963 и 1965 гг. Анна Андреевна номинировалась на Нобелевскую премию по литературе[2]. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. В 1965 г. — издан сборник «Бег времени». 9 мая 1965 г. Лев Шилов в Комарове записал на магнитофон «Реквием» в авторском чтении, дав обещание не распространять запись до той поры, пока поэма не будет опубликована на родине автора.

3 марта 1966 г. Ахматова выезжает в подмосковный кардиологический санаторий. Последняя запись в ее дневнике, сделанная 4 марта: «Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию». 5 марта 1966 г. Ахматова умерла в посёлке Домодедово. 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах её был погребен на кладбище в посёлке Комарово под Ленинградом.

Интересные факты

  • Ахматова перевела поэтические произведения 150 поэтов с 78 языков, что составляет около 20 000 строк. Как утверждают люди, лично знавшие Ахматову, к переводческой деятельности она относилась отрицательно. Но поневоле приходилось быть переводчиком и существовать на такой литературный заработок во времена, когда собственную лирику А.Ахматовой не печатали. При жизни Ахматовой вышли сборники ее переводов: «Корейская классическая поэзия» (1956), «Китайская классическая поэзия» (1956), «Лирика Древнего Египта» (1965), «Голоса поэтов» (1965). Есть много свидетельств о превосходном качестве ее переводов, в том числе такого авторитета в области поэтического перевода, как Михаил Леонидович Лозинский[3].
  • Ахматова была совершенно беспомощна в житейских делах: она боялась техники, не умела включить проигрыватель, не умела поставить пластинку, не умела зажечь газ. Обычно с ней жила какая-нибудь женщина, помогавшая по хозяйству, как например, Ханна Вульфовна Горенко, — невестка Ахматовой или Сарра Иосифовна Аренс — жена Льва Евгеньевича Аренса (брата первой жены Пунина — Анны Евгеньевны Аренс).

Мемориал

Музеи и дома

  • В Фонтанном доме (Санкт-Петербург, Шереметевский дворец, Фонтанка, 34), где расположен литературно-мемориальный музей поэтессы, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории».

Музей А. Ахматовой в Фонтанном Доме (открыт в 1989 году) расположен в садовом флигеле дворца (здесь жил муж Ахматовой Николай Пунин) и рассказывает о ее литературной судьбе — от первого сборника «Вечер» 1912 года — через написанные, сожженные и сохраненные только в ее памяти стихи «Реквиема», до работы над «Поэмой без героя», вобравшей 25 лет жизни, с 1940-го до середины 1960-х годов.

В экспозиции находятся портреты Ахматовой работы З. Серебряковой, К. Петрова-Водкина (эскиз), Н. Тырсы, А. Тышлера, ее подлинные вещи (в том числе гребень, подаренный Н. С. Гумилевым, веер, привезенный Н.Пуниным из Японии, флаконы венецианского стекла), книги с автографами, рукописи. Музей дает представление о жизни целого поколения — поэтов, художников, людей эпохи серебряного века, жизнь которых пришлась на годы сталинских репрессий.

  • Муниципальный музей «Анна Ахматова. Серебряный Век» — , посвященный творчеству А. Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева (Санкт-Петербург, ул. Автовская, 14).
  • Частная коллекция жителя г. Пушкина Сергея Дмитриевича Умникова, которую он завещал городу. Музей находится на 3-м этаже бывшей Мариинской гимназии (где училась Анна Ахматова), ныне Царскосельская гимназия искусств.
  • С 2000 г. в Ташкенте существует клуб-музей Анны Ахматовой «Мангалочий дворик».
  • Москва, Большая Ордынка, 17 — она же «легендарная Ордынка»" — адрес, вполне сопоставимый с Фонтанным домом в Петербурге. В доме друзей, писателя и драматурга Виктора Ефимовича Ардова и его жены, актрисы и режиссера Нины Антоновны Ольшевской, чаще всего останавливалась А. Ахматова, приезжая в Москву.
  • В Комарове, дачном поселке под Ленинградом, А. Ахматова жила в маленькой стандартной даче Литфонда, которую прозвала «Будкой». Эта двухкомнатная деревянная дачка стала пристанищем Ахматовой на многие летние месяцы.
  • В 1989 г. в слободке Шелеховская (Деражнянский район, Хмельницкая область, Украина) был открыт литературно-мемориальный музей имени А. Ахматовой. Ахматова приезжала к родственникам на Подолье, часто гостила в Шелеховской у тети — Анны Эразмовны Вакар. Написала здесь несколько стихотворений.

Памятники

  • В Санкт-Петербурге во дворе филологического факультета государственного университета
  • В Санкт-Петербурге в саду перед школой (гимназия № 209) на улице Восстания.
  • В Санкт-Петербурге в саду возле Фонтанного дома работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (дар Николая Нагорского).
  • Памятник Николаю Гумилеву, Анне Ахматовой и Льву Гумилеву в Бежецке.
  • В слободке Шелеховская Хмельницкой области (Украина).
  • В селе Градницы около Бежецка.
  • В пригороде Одессы.
  • На могиле А. Ахматовой в Комарове.
  • Во дворе дома Ардовых в Москве.
  • В Коломне (под Москвой).

«Ахматовские» места

«Записки об Анне Ахматовой»

В 1938 г. году, в длинных очередях у ворот тюрьмы сложилась дружба А. Ахматовой, у которой был арестован сын, и Лидии Чуковской, которой долго не сообщали о расстреле мужа. В 1964 году Чуковская помогала Анне Ахматовой составить ее последний сборник «Бег времени». В 1966 г., после кончины Ахматовой Чуковская начала приводить в порядок свои дневниковые записи о ней, которые вела на протяжении многих десятилетий. Напечатать их на родине было невозможно. В 1974 году она была исключена из Союза писателей СССР. Это сделало невозможным какое бы то ни было печатание в России, и в том числе участие в посмертных публикациях стихотворений Анны Ахматовой. «Записки об Анне Ахматовой» вышли в Париже в издательстве «YMCA-Press»: том первый (охватывает период 1938—1941 гг.) — в 1976 г., том второй (1952—1962) — в 1980 г. Сама структура книги складывалась не сразу и утвердилась четко лишь ко времени выхода второго тома. Первый том был переработан автором по образцу второго и переиздан в «YMCA-Press» в 1984 году. «Записки» переведены на английский, французский, немецкий, итальянский. польский и голландский языки.

Реквием (эпилог)

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом


"Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот; внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав мне глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь светское: «хотите чаю?» или: «вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче такая ранняя осень», — громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей. Это был обряд: руки, спичка, пепельница, — обряд прекрасный и горестный." Чуковская Л. К., «Записки об Анне Ахматовой». Вместо предисловия (отрывок). Июнь — июль 1966 г. Москва


В 1989 г. первый том «Записок» начат печатанием в журнале «Нева». В 1993 г. журнал напечатал второй том (№ 4—9), а затем выдвинул «Записки» на Государственную премию, которую Лидия Чуковская и получила летом 1995 г. за полгода до смерти. Отдельной книжкой в России при жизни автора вышел только первый том (М.: Книга, 1989). Два других издания в России (Харьков:Фолио, 1996. Т.1 и Т.2 и М.:Согласие, 1997. Т.1—3) напечатаны лишь посмертно. Получив широкое признание среди литературных критиков и поклонников творчества Ахматовой, «Записки» считаются лучшим мемуарно-документалистским трудом об Анне Андреевне. Так, В. Непомнящий писал:

"Меня почти ни на минуту не покидало ощущение, что я вижу все собственными глазами, слышу своими ушами, знаю давным-давно то, чего никогда не знал, и знаком лично с людьми, о которых знал только понаслышке. В этом смысле передо мною настоящая драма, но не разыгрываемая в театре, даже самом удивительном, а происходящая в жизни, «сегодня, здесь, сейчас», — да, пожалуй, и со мною самим. Вы не просто записываете, Вы возобновляете жизнь, и я снова и снова понимаю — точнее, не понимаю, а чувствую — чудо слова, мистику слова. Тот образ Анны Ахматовой, который встает передо мною, по живости, осязаемости, объемности, глубине, драматизму я могу смело сравнивать (в литературном отношении) с лучшими достижениями русской литературы"[4].

Произведения

Избранная библиография

  • Тименчик Р. Д. О художественном оформлении сборника Анны Ахматовой «Вечер» //

Фёдоровские чтения. М., 1979.

  • Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой // Вопросы литературы. М., 1997, № 5
  • Иванов В. В. Беседы с Анной Ахматовой
  • Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Л., 1980 (ежегодник).
  • Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа, Пб., 1923
  • Эйхенбаум Б. Статьи о поэзии, Л., 1969
  • Озеров Л. Мелодика. Пластика. Мысль, Литературная Россия, 1964, 21 авг.
  • Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества, Л., 1966
  • Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой, Л., 1968
  • Тарасенко А. Н. Русские поэты XX в. 1900—1955. Библиография, М., 1966
  • Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой, в 2 т., YMCA-Press., 1976-80
  • Гиппиус В. Анна Ахматова // Литературная учеба, 1989, № 3.
  • Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм. Анна Ахматова // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 112—121.

Примечания

  1. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». 1946 г.
  2. Статья:Нобелевские неудачники: А. Ахматова и К. Паустовский
  3. Поэтические переводы А.Ахматовой
  4. Отзывы читателей о «Записках об Анне Ахматовой» Лидии Чуковской

Ссылки

На русском

На английском


Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home