Сионизм

Сионизм (от горы Сион в Иерусалиме, одно из библейских названий Иерусалима) — еврейское национальное движение, установившее своей целью объединение еврейского народа на его исторической родине — в Эрец-Исраэль (Земле Израильской), на территории между рекой Иордан и побережьем Средиземного моря. Впервые планы создания еврейского государства были изложены в книге Моисея Гесса «Рим и Ерусалим» в 1862 году. Основные принципы сионизма сформулировал в конце XIX века Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль. В середине XX века сионизм привёл к созданию еврейского государства Израиль.

Согласно идеологии сионизма, на исторической родине еврейского народа необходимо было создать «национальный дом» (позже — государство), куда евреи со всего мира могли бы репатриироваться — переехать на постоянное жительство на свою историческую родину. Государственным языком Израиля должен был стать иврит, на котором евреи говорили в древности. Арабоязычное население, состоявшее из различных религиозных и субэтнических групп, часто враждовавших между собой, которое в то время проживало в Палестине, согласно идеологии сионизма, должно было, получив все гражданские, политические права, стать национальным меньшинством.

Во многих источниках сионизм именуется национально-освободительным движением еврейского народа в контексте европейских национально-освободительных движений XIX века.[1]

Содержание

Идеологические течения сионизма

В первой половине XX века выделилось несколько идеологических разновидностей сионизма, самыми заметными из которых являются сионизм-социализм, сионизм-ревизионизм и религиозный сионизм. Движение сионистов-социалистов, бывшее доминирующим с момента его возникновения и до 1970-х годов, полагало, что экономика Израиля должна строиться на принципах социализма. К этому направлению можно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Моисея Гесса и Теодора (Беньямин-Зеэв) Герцля. Среди политических деятелей Израиля виднейшим представителем этого идеологического направления был Давид Бен-Гурион (18861973), который и провозгласил независимость государства Израиль, а также был его первым руководителем. Однако партия «Мапай» (ныне «Авода»), возглавлявшаяся Бен-Гурионом и бывшая главным выразителем этой идеологии, с течением времени потеряла популярность и сама в значительной степени отошла от социалистической идеологии.

Идеологическое направление в сионизме, получившее название «ревизионизм» (имеется в виду, что сторонники этого идеологического направления в сионизме осуществили ревизию идеологии сионистов-социалистов, которая в начале ХХ века была господствующей в сионистском движении), основал и возглавил Владимир (Зеев) Жаботинский (18801940). Согласно воззрениям сионистов-ревизионистов, экономика еврейского государства должна строиться исключительно на принципах свободного рынка. До середины ХХ века это направление в сионизме было второстепенным, но в дальнейшем влияние сионистов-ревизионистов значительно возросло, и представляющая это идеологическое течение националистическая партия «Ликуд» долгое время была правящей партией Израиля.

Ещё одно идеологическое течение в сионизме, получившее название «религиозный сионизм», сформулировал раввин Авраам-Ицхак Кук (18651935). Учитывая, что ортодоксальный иудаизм в силу ряда обстоятельств находится в остром противоречии с идеологией сионизма, раввин Кук попытался сгладить это противоречие таким образом, что верующие иудеи могли бы в то же время оставаться приверженцами сионистской идеологии. Сейчас выразителем этой идеологии является Национально-религиозная партия («Мафдаль»).

История

Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Корни сионизма

Поселенческая деятельность в XIX веке

Возникновение идеологии сионизма. Деятельность Т. Герцля

Первая половина XX века

После становления государства Израиль

Сионизм и ООН

В 1947 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 181, предусматривающую создание на территории Палестины двух государств — еврейского и арабского, обеспечив таким образом достижение основной цели сионизма.

Однако 10 ноября 1975 года ХХХ сессия Генеральной Ассамблеи ООН усилиями СССР (при поддержке арабских и «неприсоединившихся» стран и на фоне нефтяного кризиса 19731974 годов) приняла (72 голосами при 35 против и 32 воздержавшихся) резолюцию 3379, которая определила сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации».

16 декабря 1991 года по требованию США и Израиля (поставившего отмену резолюции 3379 условием участия страны в Мадридской конференции) это определение было отозвано резолюцией 4686 Генеральной Ассамблеи ООН (за — 111, против — 25, воздержалось — 13).

Отношение к сионизму в СССР

Отношение СССР к сионизму сильно менялось со временем. При создании еврейского государства году Советский Союз оказал содействие его признанию и участвовал в создании резолюции 181 ООН. Рассчитывая, что в руководстве Израиля окажутся социалистические и коммунистические партии просоветской направленности, во время конфликта в 1948 году с окружающими арабскими странами СССР оказал Израилю помощь оружием, в том числе танками. Однако после победы проамериканских партий отношение СССР к Израилю резко изменилось. Более того, столкнувшись с сохранением позитивного отношения к Израилю и сионизму среди советских евреев, в СССР была проведена кампания против космополитизма, которая выродилась в антисемитскую истерию, было сфабриковано Дело врачей.

Впоследствии в СССР социалистические корни сионизма были забыты, сионизм определялся официальной советской идеологией как «наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая распространение в XX веке среди еврейского населения капиталистических стран, националистическая идеология и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание этой идеологии — воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм». Подчёркивалось, что сионизм с самого начала «был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися».[2]. Такое истолкование сионизма весьма способствовало ослаблению позиций социалистического направления сионизма и укреплению ревизионистов в Израиле, деградации сионизма в обычный национализм.

Примечания

  1. Некоторые источники, где применяется термин «национально-освободительное движение»:
  2. БСЭ, статья Сионизм

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home