Литейный мост

Литейный мостмост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (по оси Литейного проспекта) с Выборгской стороной (улица Академика Лебедева). Длина моста — 396 м, ширина — 34 м. В районе Литейного моста Нева достигает максимальной глубины — 24 м.

На старинных картах видно, что еще до основания города примерно здесь существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. С 1786 года здесь находился второй в городе плашкоутный мост — Воскресенский (по названию Воскресенского (теперь Чернышевского) проспекта. В 1803 году перенесён к Летнему саду и получил название Петербургского. На прежнем месте построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года. С упразднением и сносом Литейного двора значение получила новая магистраль — Литейный проспект, поэтому Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный.

В 1872 году объявлен конкурс на строительство нового моста. Это положило начало странной традиции, которая потом «соблюдалась» при строительстве Троицкого, Дворцового, Большеохтинского моста: или все проекты признавались неудачными, или победителю отказывали в реализации проекта. В данном случае победитель был объявлен (английская фирма), но его проект в итоге отклонён. За основу был выбран проект инженеров А. Е. Струве и А. А. Вейса, причем первый из них был членом конкурсной комиссии. Струве также настаивал на использовании чугуна немецкого и английского производства, игнорируя возможности отечественной сталелитейной промышленности.

Мост был сооружен в 18751879 годах, впервые в России применены кессоны. Строительство сопровождалось несчастными случаями, в 1876 году в кессон прорвалась вода, погибли 5 рабочих; в 1877 году в кессоне произошел взрыв, погибло ещё 9 рабочих.

Спустя некоторое время после открытия, Литейный мост был переименован в Александровский мост или мост Императора Александра II, но в народе эти названия не прижились, и в 1917 году за мостом окончательно закреплено название Литейный.

Мост долгое время оставался единственным, который освещался электрическими фонарями, изобретением русского изобретателя П. Н. Яблочкова, которое из-за противодействия монополии газовщиков не получило распространения в городе.

В 1964 году с обновлением Волго-Балтийского пути возникла потребность в модернизации моста. Поворотный (то есть открывавшийся как «калитка» — уникальный вариант для невских мостов) разводной пролёт был заменён на раскрывающийся и перенесён к глубокой части русла. Ширина моста увеличилась на 10 м.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home