Каменная могила

Каменная могила (укр. Кам'яна́ моги́ла) — изолированный массив песчаника, по-видимому, уцелевший от разрушения отмели Сарматского моря, расположенный в долине реки Молочной в Запорожской области Украины. Каменная могила длительное время использовалась как святилище, она содержит древние петроглифы и, возможно, древнейшие письмена, — единственный в своем роде памятник в мире[1].

Содержание

География

Каменная могила расположена в 2 км от села Терпенье Мелитопольского района Запорожской области (46°56.9934′ с. ш. 35°28.2294′ в. д. (G)) и представляет собой нагромождение камней площадью около 3000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган или могилу, отсюда и происходит ее название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-черноморской впадине, что делает ее уникальным геологическим образованием[1]. После ухода воды Сарматского моря бывшая отмель осталась песчаным массивом, вершина которого (предположительно вследствие влияния железа латеритовых суглинков)[2] превратилась в твердый песчаник. Этот массив песчаника размером 240х160 метров поверх мелкозернистого песка оказался на пути старого русла реки Молочной и продолжительное время (до обмеления реки и смещения русла на запад) оставался островом в русле реки. В результате водной и воздушной эрозии, массив песчаника сильно осел и постепенно раскололся на множество кусков. В настоящее время Каменная могила представляет собой песчаный холм, покрытый крупными каменными глыбами. Среди нагромождения камней множество естественных пустот — гротов, проходов и т.п.

История открытия

Первый исследователь, упоминавший Каменную могилу был Н.И. Веселовский. Раскапывая неподалеку от Каменной могилы в 1889 году курган, археолог выехал к селу Терпенье «для проверки слухов». Веселовский обнаружил «каменный курган», предположил, что это искусственное сооружение, в 1890 году раскопал несколько пещер, но, не обнаружив ни кладов ни погребения, разочаровался и прекратил работу, оставив лишь короткую незначительную запись о Каменной могиле[3].

С 1932 памятником заинтересовались сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея. Они обратили должное внимание на множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. В 1934 году, В.Н. Даниленко, в то время молодой сотрудник музея, руководивший раскопками на Каменной могиле, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. Фактически, В.Н. Даниленко открыл Каменную могилу для современников[1]. В 1936 году Каменная могила была наконец-то включена в зону исследований Азово-Черноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 уже стала основным объектом этой экспедиции. Возглавил экспедицию известный археолог О.Н. Бадер. Исследователи, главным образом, благодаря усилиям Даниленко, открыла более 30 новых пунктов с изображениями[4].

Работы продолжались только до 1941 года, так как были прерваны Второй мировой войной. Более того, руководитель экспедиции, О.Н. Бадер (родом из Полтавской области Украины) был по происхождению немец, что послужило причиной его ссылки в Нижний Тагил. После войны О.Н. Бадер уже не смог вернуться на работу в западные районы СССР и работал в Перми, а исследования Каменной могилы возобновились уже без него только в пятидесятые годы. К В.Н. Даниленко подключились Б.Д. Михайлов и М.Я. Рудинский, который открыл еще 13 пунктов с изображениями. В начале пятидесятых годов появились планы создать на территории Запорожской области Южноукраинское (Северокрымское) водохранилище, которое затопило бы Каменную могилу, однако исследователям удалось добиться для неё статуса заповедника. 7 июля 1954 года правительство УССР приняло соответствующее решение и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина[1]. Возглавил музей-заповедник Б.Д. Михайлов. В начале семидесятых годов В.Н. Даниленко обнаружил еще два интересных грота, а в конце восьмидесятых еще несколько гротов обнаружил Б.Д. Михайлов.

С сороковых годов между исследователями не утихала дискуссия о датировке изображений памятника. Придерживавшиеся крайних точек зрения В.Н. Даниленко и М.Я. Рудинский умерли, оставшись каждый при своём мнении. Их основные монографии с одинаковыми названиями «Кам’яна могила» были опубликованы только посмертно([1] и [2]). В 1994 году Каменную могилу исследовал востоковед А.Г. Кифишин, предположивший, что в петроглифах Каменной могилы есть следы протошумерской письменности[5]. Это предположение, справедливость которого остаётся невыясненной, вызвало жаркое обсуждение на страницах популярной прессы и привлекло к памятнику большое внимание.

Петроглифы

Каменная могила содержит свыше 60 гротов и пещер, в которых сохранились тысячи петроглифов — рисунков и символов[6]. Точное число гротов неизвестно, исписанных зон может быть больше, но, несмотря на ведущиеся с тридцатых годов XX века исследования, многие гроты и пещеры до сих пор могут оставаться засыпанными песком. При нынешнем состоянии памятника удаление песка может привести к дальнейшим обвалам глыб песчаника.

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище[1][4]. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только, проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.

На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований[1].

Петроглифы Каменной могилы

Датировка

Отсутствие какого-либо дополнительного археологического материала и уникальность многих изображений Каменной могилы вынудило исследователей пытаться датировать памятник исходя из различных трактовок самих петроглифов[4]. (В некоторой близости к Каменной могиле были выявлены палеотические, неолитические поселения, а также поселение эпохи бронзы, однако какой-либо непосредственной связи с самой Каменной могилой обнаружено не было). В пятидесятые — семидесятые годы ХХ века развернулась жаркая дискуссия о датировке изображений палеолитом, неолитом и даже энеолитом. Палеотическую датировку отстаивал в основном В.Н. Даниленко[2] и О.Н. Бадер (по крайней мере на ранней стадии исследований)[4], М.Я. Рудинский[1] и другие исследователи придерживались неолитической датировки. Дискуссия, по существу, свелась к тому, является ли один из самых крупных петроглифов изображением мамонта или быка (мамонт свидетельствовал бы в пользу палеолита, а бык в пользу неолита). Участники дискуссии умерли в семидесятые-восьмидесятые годы, оставшись при своих мнениях, продолжая, каждый по-своему, называть грот со спорным изображением «Грот быка» и «Грот мамонта».

Вместе с этим некоторые исследователи отмечали возможность использования святилища и в течение палеолита, а затем и во времена неолита[4][2], а некоторые отвергали такую возможность. В частности, М.Я. Рудинский обращал внимание, что в Каменной могиле не обнаружено следов наложения новых изображений на старые, что свидетельствует скорее о нанесении петроглифов одной культуры в течение одной исторической эпохи[1]. Неутихающая дискуссия о датировке памятника побудила некоторые справочники и энциклопедии называть Каменную могилу, «памятником мезолита», т.е. датировать её петроглифы периодом между палеолитом и неолитом, что скорей всего ошибочно.

Современные исследователи, в основном, придерживаются неолитической датировки[5], хотя вопрос, вероятно, не прояснен окончательно. Если выводы А.Г. Кифишина о протошумерской письменности окажутся верными, то это будет также говорить скорее в пользу неолитической датировки изображений Каменной могилы.

Интерпретация

Традиционный подход

Среди изображений Каменной могилы встречаются такие, которые перекликаются с петроглифами Швеции и Карелии. К таким изображениям относятся серии круглых лунок, «отпечатки» человеческих следов. Однако, основная масса петроглифов Каменной могилы уникальна в своём роде[1][4]. Многие изображения исследователи считают рисунками животных (быков, ланей), а также их комбинациями («упряжка быков», «животные в зарослях», «быки в позе самозащиты», «жертвоприношение человека и животного») и т.п. Остальные петроглифы традиционно интерпретируются как магические рисунки, используемые в обрядах, стимулирующих удачную охоту, рыбалку и т.п. Например, характерное для Каменной могилы частое использование перекрещивающихся линий иногда трактуется как символ рыболовных сетей, изображение которых было предназначено для культового ритуала, способного принести удачу во время рыбной ловли. Внутри грота №9 (Грота Быка или Мамонта) был обнаружен горизонтальный камень, который мог использоваться как жертвенник[1], что отчасти подтверждает подобные толкования. (Однако никаких археологических подтверждений использования камня как жертвенника обнаружено не было.) Своеобразие основного корпуса петроглифов Каменной могилы привнесло множество трудностей для попыток интерпретации: «Доминирование в составе наскальных изображений Каменной могилы линейно-геометрических композиций усложняет раскрытие сокрытых в них сюжетов»[2].

Письменность

Нестандартный подход к интерпретации петроглифов предложил востоковед А.Г. Кифишин. Он исследовал Каменную Могилу в 1994-1996 годах и пришел к выводу, что изображения представляют собой протошумерские надписи. А.Г. Кифишин считает, что расшифровал большинство известных изображений Каменной могилы и приводит результаты своей работы в крупной монографии[5]. Последовавшие за предположением А.Г. Кифишина различные высказывания общественных деятелей Украины, например Ю.А.Шилова, (иногда поспешные и несвязанные с работой исследователя), вызвали широкий резонанс в СМИ и вытолкнули обсуждение работы А.Г. Кифишина из научных кругов на страницы популярной прессы. Таким образом, научная ценность его работы пока остается под вопросом. Например, согласно выводам А.Г. Кифишина, изображение «Животные в зарослях» следует транслителировать так:

az a x kud a-a-nun-a// a-a-nun-a àrḫuš3 60 x 2 + 10 x 2 (=140) mušen 10 x 1 a x kud // mes-lam-ta-ud.du (è3)-a še-tir//nin-a-zu// šeš-ki-uš-gi4 sag-nun// a-nun ug6-ug6

Этот текст в переводе исследователя означает:

Медведь (медведица) (на) Суде Воды семя ануннаков, 140 семя ануннаков (в) утробе (матери) 10 Птиц Водой осудил(а),//Месламтаэа, Ашнан,//Ниназу// (и) Наннарушги (ради) голов (т.е. жертв) Царице// (этих) ануннаков убили (и ушли из преисподней?)

А.Г. Кифишин приводит подробные таблицы постепенной трансформации шумерских знаков для каждого символа. Например, первые несколько знаков вышеуказанного изображения распределены так:

I.SKM 59.5 I.SKM 183.3 I.SKM 29.4 I.SKM 1.3 I.SKM 160.4 I.SKM 183.2
az A x kud mušen dili me A x kud
ŠL 231 ŠL 949, 4X ŠL 122 ŠL 1 ŠL 889 ŠL 949, 4X

Современное состояние

Хотя многие аналогичные памятники в целях сохранения укрываются специальными сооружениями (например Чатал-Гююк в Турции), Каменная могила, по-прежнему, находится под открытым небом, и не проводится почти никаких мероприятий для её сохранения. Вместе с этим многие исследователи в течении XX века отмечали постепенное разрушение петроглифов[2][6][5]. Изучение многих плит в настоящее время проходит по зарисовкам и гипсовым слепкам, которые были сделаны ещё в сороковые — пятидесятые годы.

Легенды о Каменной могиле

Геологическая редкость таких образований, как Каменная могила, способствовала распространению идеи об искусственном происхождении памятника. Даже Н.И. Веселовский, исследуя памятник в конце XIX века, посчитал его насыпным курганом[3]. В народе существует несколько легенд о происхождении Каменной могилы. Одна из них, о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы, имеет славянское происхождение[2]. Другая, приводимая Б.Д. Михайловым[7], записана от ногайцев:

...Провинился чем-то богатырь Богур перед аллахом, и тот наказал богатыря: повелел вырвать руками из ближнего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление аллаха, Богур рвал из кряжа громадные камни, переносил их на себе и складывал один на другой в указанном аллахом месте. Для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости: неплотно складывал камни. Когда более чем наполовину работа была уже сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обмануть аллаха. После этого аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и закрыть тело богатыря Богура, кости которого и поныне находят ущемленными между камней; место же стало называться Камень-гора...


См. также

Ссылки

Примечания

  1. а б в г д е ё ж з и й к л Рудинський М.Я. Кам’яна Могила (корпус наскельних рисунків), видавництво АН УССР, Київ, 1961
  2. а б в г д е ё Даниленко В.М. Кам’яна Могила, «Наукова Думка», Київ, 1986
  3. а б Веселовский Н.И. Отчет Императорской Археологической комиссии за 1890 г., Санкт-Петербург, 1893
  4. а б в г д е Бадер О.М. Петрогліфи Кам’яної могили // Палеоліт і неоліт України. Том I. Випуск VI, видавництво АН УССР, Київ, 1949
  5. а б в г д Кифишин А.Г., Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII-III тысячелетий до н.э., «Аратта», Киев, 2001 ISBN 9667865088
  6. а б Михайлов Б.Д. Петроглифы Каменной Могилы на Украине, Запорожье, 1994
  7. а б Михайлов Б.Д. Каменная могила. «Промінь», Днепропетровск, 1979


Статья является кандидатом в хорошие статьи с 2006-11-24. Возможно, требуется доработка статьи.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home