Головной вагон

Головной вагон — вагон моторвагонной секции, электропоезда, дизельпоезда или электропоезда метро имеющий кабину или отсек с органами управления с помощью которых машинист управляет поездом.

В отличие от локомотива, головной вагон поезда предназначен для использования только в его составе и, как правило, не используется для вождения вагонов других типов.

Головной вагон, как правило, по конструкции отличается от прицепных и моторных вагонов в моторвагонном подвижном составе. Исключение составляют электропоезда метро.

Головной вагон в электропоезде

В головных вагонах электропоезда устанавливается кроме оборудования прицепного вагона ещё и кабина машиниста с органами управления. За счёт этого пассажирский салон вагона имеет меньшую вместимость чем прицепной.

В большинстве электропоездов, спроектированных и строившихся в СССР и России головные вагоны не имеют полного комплекта оборудования, необходимого для автономной работы, а потому могут использоваться только в составе электросекций, состоящих из нескольких вагонов (в том числе моторного). Одно из исключений — электропоезд ЭР22, в котором всё силовое электрооборудование было смонтировано в головном вагоне, являвшимся одновременно и моторным. Головные вагоны ЭР22 можно использовать и автономно.

На электропоезде ЭР200 головной вагон имеет обтекаемую форму лобовой части.

Головной вагон в дизельпоезде

В дизельпоездах головной вагон кроме кабины управления имеет дизельный отсек, где установлена силовая установка (дизель, генератор при электропередаче или насос при гидропередаче), вспомогательные агрегаты. Дизельный отсек отделён шумоизолирующими перегородками от кабины машиниста и от пассажирского салона.

Иногда в дизельпоездах (например, некоторые дизельпоезда серии ДР1 постройки Рижского вагоностроительного завода) силовой установкой был оснащён только один головной вагон. Второй имел лишь кабину машиниста, оборудованную всеми приборами, необходимыми для дистанционного управления силовой установкой другого головного вагона.

В головных вагонах дизельпоездов Д и Д1, поставлявшихся в СССР из Венгерской народной республики, имелись также отделения для перевозки почты или багажа.

Пассажирский салон в головных вагонах имеет меньшие размеры и пассажировместимость, чем в прицепных вагонах.

Головной вагон в электропоезде метро

Принятая в СССР в конце 1930-х годов концепция метрополитена предусматривала возможность оперативного изменения составности поездов с учётом суточных колебаний пассажиропотока и т.д. Для этого все вагоны поезда метро были одинаковыми и имели по одной кабине управления и полному комплекту силового электрооборудования. Это позволяло, при необходимости, легко получать составы из любого разумного количества вагонов кратного двум (из попарно сцепленных безкабинным концом друг к другу вагонов) или кратно одному на кольцевых линиях, где не требовалось изменение направления движения поезда. В таких условиях выделение головных вагонов из прочих не имело смысла.

Впоследствии эта возможность практически не была востребована при реальной эксплуатации, кабины в промежуточных вагонах поезда метро почти никогда не использовались. В связи с этим, для снижения стоимости и более эффективного использования полезного объёма кузова промежуточных вагонов кабины управления в них были ликвидированы. С этого момента первый и последний вагоны поезда метро, оснащённые кабинами управления можно в полной мере считать головными вагонами.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home