Армянский язык

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.
Армянский язык
Самоназвание: Հայերեն
Страны: Армения и ещё ок. 60 стран
Официальный статус: Армения, Нагорно-Карабахская Республика
Общее число носителей: ~9 млн.
Классификация (?)
Категория: Языки Евразии
Индоевропейская семья
Палеобалканская ветвь
Фригийско-армянская группа
Языковые коды
ГОСТ 7.75–97: арм 055
ISO 639-1: hy
ISO 639-2: arm (B); hye (T)
ISO/DIS 639-3: hye
См. также: Проект:Лингвистика

Армянский язык (арм. Հայերեն) принадлежит к семье индоевропейских языков, среди которых является одним из древнеписьменных, и составляет особую группу (Фригийско-армянская группа).

Общее число говорящих по всему миру — около 9 млн.

История литературного армянского языка делится на 3 периода: древний, средний и новый:

  • Древний — с V по XI вв. Язык этого периода называется древнеармянским, а язык письменных памятников — грабар.
  • Язык среднего периода (XI—XVII вв.) называется среднеармянским.
  • Новый период (с XVII в.) характеризуется формированием современного армянского языка, который уже с конца XIX в. приобретает особенности новоармянского литературного языка; он представлен восточным и западным вариантами, распадающимися на множество диалектов. Население Республики Армения пользуется восточным вариантом армянского языка (ашхарабар).

Содержание

Грамматические особенности армянского языка

В армянском языке существует 6 гласных и 30 согласных фонем. Имя существительное имеет 2 числа. В некоторых диалектах остаточно сохранились следы двойственного числа. Грамматический род исчез. Существует постпозитивный определённый артикль. Различают 7 падежей и 8 типов склонения. Глагол в современном армянском языке имеет категории залога, вида, лица, числа, наклонения, времени. Распространены аналитические конструкции глагольных форм. Морфология армянского языка преимущественно агглютинативная, с элементами аналитизма.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405406 (см. Армянская письменность).

История развития армянского языка

Сформирование армянского языка соответствовало процессу образования армянской народности. Древнейшим ядром армян было население северо-восточной части Малой Азии. Эта страна в хеттских (XVII—XVI вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (XIV—XIII вв. до н. э.) Хайаса (Hayassa, самоназвание армян — hay). Оттуда предки армян, известные под названием урумейцев, в XII в. до н. э. вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа (к ю-з.. от оз. Ван). С этого времени Шуприа у ассирийцев называлось также Урме. В середине VIII в. до н. э. она была присоединена к государству Урарту под названием Урме, или Арме. Население этих областей (Хайаса и Арме) говорило на индоевропейском праармянском языке (согласно греческим источникам — диалекте фригийского языка), который постепенно стал языком крупных племенных объединений западной части Армянского нагорья, в состав которых влились и местные хуррито-урартские аборигенные племена.

Армянский язык начал образовываться, по всей вероятности, уже в VII в. до н. э., причём индоевропейские его элементы наслоились на чуждый ему искони язык древнего населения Армении — урартийцев (халдов, алародийцев), сохранившийся в так называемой Ванской клинописи. Большинство учёных (ср. проф. П. Кречмер, «Einleitung in die Geschichte d. Griechischen Sprache», 1896) полагают, что это наслоение появилось в результате вторжения (XII—XI вв. до.н. э.) в иноязыковую область Армении народности, представлявшей собою группу, отколовшуюся от фракийско-фригийской ветви индоевропейских языков. Отделение будущей «армянской» группы было вызвано вторжением (во второй половине VIII в. до н. э.) киммерийцев в пределы территории, занимаемой фригийской народностью. Данная теория основывается на переданном у Геродота (кн. VII, гл. 73) известии, что «армяне являются колонией фригийцев».


В багистанской надписи Дария I, сына Гистаспа (VI век до н. э.), уже упоминаются и армяне, и Армения как одна из областей, входивших в состав древнеперсидской монархии Ахеменидов. Образование армянского языка происходило путём ассимиляции, которой подверглись языки старого населения будущей Армении. Помимо урартийцев (халдов, алародийцев), армяне при своём последовательном продвижении в восточном и северовосточном направлении, несомненно, ассимилировали и целый ряд иных народностей. Этот процесс происходил постепенно в течение нескольких веков. Хотя Страбон (кн. XI, гл. 14) и передаёт, что в его время народности, входившие в состав Армении, говорили на одном языке («были одноязычны»), однако надо думать, что местами, в особенности на перифериях, продолжала доживать туземная речь. В результате языкового смешения индоевропейский характер армянского языка подвергся значительному видоизменению как в грамматике, так и в лексике. Сформирование армянского языка в основном закончилась в IIIII вв. до.н. э. .

О судьбах армянского языка до V века н. э. нет никаких свидетельств, за исключением немногих отдельных слов (гл. обр. собственных имён), дошедших в трудах древних классиков. Таким образом отсутствует возможность проследить историю развития армянского языка в течение тысячелетий (с конца VII века до н. э. и до начала V века н. э.). Язык клинообразных надписей царей Урарту (Ванского царства), на смену которому явилась армянская государственность, генетически ничего общего с армянским языком не имеет. Древнеармянский язык известен по письменным памятникам, восходящим к первой половине V в. н. э., когда Месропом Маштоцем был составлен (405406 гг.н. э.) для армянского языка новый алфавит. Этот древнеармянский литературный язык (так наз. «грабар», то есть «письменный») является в грамматическом и лексическом отношении уже цельным, имея своей основой один из древнеармянских диалектов, поднявшийся на ступень литературной речи; быть может, этим диалектом был диалект древней Таронской области, сыгравшей весьма значительную роль в истории древнеармянской культуры (см. Л. Мсерианц, «Этюды по армянской диалектологии», ч. I, М., 1897, стр. XII и след.). О других древнеармянских диалектах почти ничего неизвестно.

Древнеармянский литературный язык («грабар») получил свою обработку гл. обр. благодаря армянскому духовенству. В то время как «грабар», получив определённый грамматический канон, был удержан на известной стадии своего развития, живая, народная армянская речь продолжала свободно развиваться. В известную эпоху она вступает в новую фазу своей эволюции, которую принято называть среднеармянскою.

Среднеармянский период отчётливо обнаруживается в памятниках письменности, начиная лишь с XII в. Среднеармянский большею частью служил органом произведений, рассчитанных на более широкий круг читателей (поэзия, сочинения юридического, медицинского и сельскохозяйственного содержания). В киликийский период армянской истории (XI—XIV вв.), в связи с усилением городской жизни, развитием торговли с Востоком и Западом, сношениями с европейскими государствами, европеизацией государственного строя и жизни — народная речь становится органом письменности, почти равноправным с классическим древнеармянским.

Дальнейшую ступень в истории эволюции армянского представляет новоармянский, развившийся из среднеармянского. Права гражданства в литературе он получает лишь в первой половине XIX в. Различаются два новоармянских литературных языка — один «западный» (турецкая Армения и её колонии в Западной Европе), другой «восточный» (Армения и её колонии в России и т. д.). Средне- и новоармянский значительно отличаются от древнеармянского как в грамматическом, так и словарном отношении. В морфологии появляется немало новообразований (напр. в образовании множественного числа имён, форм страдательного залога и т. д.), а также упрощение формального состава вообще. Синтаксис в свою очередь имеет много своеобразных черт.

Книгопечатание на армянском языке возникло в начале XVI века, благодаря дейтельности Акопа Мегапарта.

Десятки памятников античной литерауты и письменности до нас дошли только в армянском перевдое : Зенона, Евсевия Кесарийского, Аристида, Филона Александрийский, Иоанна Златоуста и многих других, а переводы Аристотеля и Платона на армянский язык считаются наиболее близкими к оригиналу.

История изучения армянского языка

Первым исследователем армянского языка считается Месроп Маштоц (361440), создавший в 405406 годах армянский алфавит. В конце V — начале VI века на армянский язык было переведено «Грамматическое искусство» Дионисия Фракийского (II—I вв. до н. э.), что стало началом нового этапа изучения армянского языка. Этот труд стал основой работ учёных-языковедов раннесредневековой и средневековой Армении — Мамбре (V в.), Давида Толкователя (V—VI вв.), Мовсеса (ок. VII в.), Степаноса Сюнеци (VI-ум.735), Амама Аревелци (IX в.), Григора Магистроса (ок. 990-1058/59) и других. После потери независимости учёные и церковные деятели Армении продолжали создавать словари и другие ценные труды, посвящённые армянскому языку, его грамматике. Среди них наиболее известными стали труды Есаи Нчеци (1260/65-ок.1338), Григора Татеваци (1346—1409), Аракела Сюнеци (ок. 1350-1425), Ованнеса Ерзнкаци (1230-е гг.—1293) (труд «Собрание грамматических толкований» закончил в 1291 году). В 1567 году Абгар Токатеци издал азбуку армянского языка «Маленькая грамматика или азбука» («Փոքր քերականություն կամ այբբենարան») .

Европейские учёные начали проявлять интерес к армянскому языку ещё в середине XVI века, однако изучение армянского языка в Европе берёт начало с первой половины XVII века. Франческо Ривола в 1621 году издал первый печатный словарь армянского языка — «Армяно-латинский cловарь» («Dictionarium armeno-latinum») (рукописные словари существовали уже в IX—XV веках, наиболее известен из них орфографический словарь Аристакеса Грича (XII век)). В 1624 году он же издал «Армянскую грамматику» (второе издание вышло в 1633 году по поручению кардинала Ришелье). В 1645 году Клемес Галанос издал «Грамматику и логику», также посвященную армянскому языку. В XVII — начале XVIII века в разных странах Европы учёные-языковеды Воскан Ереванци (1614—1674) («Книга грамматики» 1666), Ованнес Олов (1635—1691) («Армянская грамматика», лат.1674), Симеон Джугаеци (кон. XVI в.- 1657) («Книга называемая грамматикой», 1637, изд.1725) , Иоган Шредер (1680—1756), Мхитар Себастаци (1676—1749), Багдасар Дпир (1683—1768) («Краткая грамматика», 1736) написали ценные труды посвященные армянскому языку. Особую ценность представляют труды «Грамматика древнеармянского языка» (1730, второе издание в 1770) и «Словарь армянского языка» (т.1-2, 1749-69) Мхитара Себастаци, а так же «Сокровище армянского языка» (1711, Амстердам) немецкого востоковеда-армяноведа И.Шредера.

Книгопечатение и периодичное издание на армянском языке

Первое издание армянского языка осуществил Иоган Шильдбергер в Майнце в 1475 году латинским шрифтом (молитва «Отче наш»). В 1486 Брайнденбах издал армянкий текст ксилографической типографией. Начало армянского книгопечатания относят к 1512, когда в Венеции Акоп Мегапарт издал книгу «Урбатагирк» («Ուրբաթագիրք»).В течении 1666—1668 в армянской типографии Амстердама осуществился первое издание Библии на армянском языке, иллюстрациями А. Дюрера. В 1675 был издан первая печатная книга на новоармянском языке «ашхарабаре». Около 1696 в Амстердаме была напечатана первая географическая карта на армянском языке. Первые армянские типографии были основаны в 1512 в Венеции и в 1567 в Константинополе, затем открылись армянские типографии в Риме (1584), Париже (1633), Лейпциге (1680) и т. д.. В целом до 1920 г. во всём мире разновременно действовало более 460 типографий, печатавших книги, журналы и газеты на армянском языке. Первый армянский журнал «Аздарар» («Ազդարար» — «Вестник») вышел в 1794 в Мадрасе (Индия), с 1799-го в Венеции издавался журнал «Тарегрутюн». Первая армянская газета — еженедельник «Аревелян цануцмунк» («Восточные известия») вышел в 1815 в Астрахани.

Письменное наследие

Сохранились свыше 25 тысяч рукописных памятников армянской письменности, созданных в течение VXVIII веков, а также более 4 тысяч фрагментальных манускриптов. Первые памятники письменной культуры датированы V веком н. э., однако в течении веков иноземными захватчиками было уничтожено огромное количество рукописей (только в XI веке Стефанос Орбелян указывает 10 тыс.). С возникновения армянского книгопечатания (1512 г.) до 1800 года были изданы более 1170 имен армянских книг (второе по численности после русскоязычных издании среди языков СНГ и Прибалтики). Благодаря деятельности Акопа Мегапарта армянский язык стал первым языком книгопечатания, среди языков того же региона, а также многих языков Передней Азии.

  • VVI вв. — древнейшие манускриптные и клинописные фрагменты.
  • VII в. — древнейшая полностью сохранившаяся рукопись («Վեհամոր Ավետարան» — «Евангелие Богоматери»).
  • 862 г. — древнейшая четко датированная рукопись.[1]
  • 887 г. — древнейшая четко датированная и полностью сохранившаяся рукопись («Լազարյան Ավետարան» — «Лазаревское Евангели» [2]
  • 981 г. — древнейшая бумажная рукопись (4-я по древности в мире).
  • 12001202 гг.- самая большая сохранившаяся рукопись (601 манускриптных страниц, вес — 28 кг, 55,3×70,5).
  • XV в. — самая маленькая сохранившаяся рукопись (104 манускриптных страниц, вес — 19 гр, 3×4 см).
  • 1512 г. — первая печатная книга (первое издание армянского языка была осуществлена в 1475 году в Германии [3] латинским алфавитом (молитва «Отче Наш»).
  • 1794 г. — первое периодическое издание на армянском языке (журнал «Ազդարար» — «Аздарар».). С возникновения армянского периодического издания до 1920 года вышло более 1800 наименований армянских газет и журналов. (самый древний журнал в мире, который издается непрерывно по сей день, армянский «Базмавеп» («Բազմավեպ» — с 1843 года, Венеция).

Десятки памятников античной литературы и письменности до нас дошли только в армянском переводе, из них можно перечислить труды Зенона, Евсевия Кесарийского, Аристида, Филона Александрийского, Иоанна Златоуста и многих других, а переводы Аристотеля и Платона на армянский язык считаются наиболее близкими к оригиналу.

Армянская письменность до V века

Существует научная гипотеза, согласно которой еще до V века существовала армянская письменность. Ряд ученых утверждают, что ученый и проповедник христианства Месроп Маштоц воссоздал древнеармянский алфавит, найденный неким епископом Даниилом. О так называемых «Данииловых письменах» сообщают древнеармянские историографы Корюн и Мовсес Хоренаци[4]. О наличии армянского письма прямо указывают знаменитый Ипполит (II—III вв.) [5] и Филострат (II—III вв.) в «Жизне Аполлония Тианского» [6]. Близ города Игдир еще в прошлом веке были найдены неизвестные науке письмена, до сих пор не расшифрованные. Согласно сведениям древнеармянских и др. авторов (например Диодор Сицилийский [7], I в. до. н. э.), в армянском дворе до V века писали на арамейском и греческом языках, однако есть основы полагать, что арамейскими и греческими письменами писали также на армянском. Во времена создания (480-е гг.) «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, по его же сообщениям, эти царские рукописи были широко известны:"Но могут сказать: (это произошло) из-за отсутствия в то время письма и литературы, либо же из-за разнообразных войн, следовавших вплотную одна за другой. Но это мнение несостоятельно, ибо были же промежутки между войнами, как и персидское и греческое письмо, на котором написаны хранящиеся у нас по сей день многочисленные книги, содержащие сведения о собственности в деревнях и областях как и в каждом доме, об общинных тяжбах и сделках, особенно же — о наследовании исконных состояний".[8] Хоренаци сообщает о неком жреце Oлюмп (ок. I—II вв.), который писал «Храмовые истории»[9], однако на каком языке, автор молчит. Армянский автор Вардан Айгекци (XIII в.) также имел предположения о наличии армянской письменности в эпоху язычества:"И что в древности существовало армянское письмо, доказывается тем, что во время царя Левона найдены были армянские манеты, с именами армянских царей язычников"[10]

До V века в Армении широкое распространение имели греческие и арамейские письмена. По сведению Плутарха царь Великой Армении Артавазд II (I , в. до.н. э.) писал драмы на греческом языке. В I в. до. н. э. жил и творил армянский поэт Вруйр,[11] сын царя Арташеса. Григор Просветитель (III—IV вв.) писал церковнорелигиозные труды на греческом и парфянском языке.

Наличие армянской письменной и литературной традиции до создания Месропом Маштоцем в 405406 гг. современного армянского алфавита общепризнан. В истории многих цивиллизации известны примеры, когда письменная культура развивалась на не родном языке (в Азии особенно на арабском, персидском, в Европе латинском) или же на родном языке, однако позаимствованным письмом (особенно арабица и латиница)

В древней Армении до принятия христианства (301 год), среди языческих верований существовал культ Бога письменности.

Библиография

  • Марр Н. Я., Грамматика древнеармянского яз., СПБ., 1903;
  • Hübschmann H., Armenische Grammatik, I, Lpz., 1897;
  • Л. Мсерианц, «О так наз. „ванских“ (урартских) лексикальных и суффиксальных элементах в армянском языке.», М., 1902;
  • Его же, «Этюды по армянской диалектологии», ч. I, М., 1897;
  • Meillet A., Ésquisse d’une grammaire comparée de l’arménien classique, Vienne, 1903;
  • Его же, Altarmenisches Elementarbuch (в серии «Indogermanische Bibliothek», hrsg. von H. Hir und W. Streitberg), Heidelberg, 1913.

См. также

Сноски

  1. Հայկական Սովետական Հանրագիտարան, հտ.7, էջ 628—629
  2. Հայկական Սովետական Հանրագիտարան, հտ. 4, էջ 470
  3. «Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г.» Перевел с немецкого и снабдил примечаниями Ф. Брун, Одесса, 1866
  4. Хоренаци, кн. III, гл.52-53; Корюн, 6
  5. Hippolitus Werke, IV, Bd. Die Chronik, Leipzig, стр. 58
  6. Philostrati de vita apallonis Tiani
  7. Диодор Сицилийский, кн. XIX, гл. 23
  8. Хоренаци, кн. I, гл. 3
  9. Хоренаци, кн. II, гл. 48
  10. Մեծին Վարդանայ Բարձրբերդեցւոյ Պատմությիւն տիեզերական, Մոսկվա, 1861, էջ 70
  11. Xоренаци, кн. II гл.53

Ссылки


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.


Википедия содержит раздел
на армянском языке
hy:Գլխավոր Էջ

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home