Дьюи, Джон

Дьюи, Джон (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Барлингтон, штат Вермонт1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель прагматизма. Дьюи —

автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Философия Дьюи очень популярна в США, 80 % американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени[1].

Дьюи

отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными. Центральное понятие в философии Дьюи — понятие опыта — всего того, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное

(эмпиризм Дьюи).

Цель философии по Дьюи — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.[2]

Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы,

правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.[3]

Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904—30) университетов.

Дьюи развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Дьюи, различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактуется Дьюи в духе бихевиоризма как сложная форма поведения, в конечном итоге — средство борьбы за биологическое выживание. Истина определяется прежде всего как практическая эффективность, полезность. Такая позциция подвергает сомнению существование неизменных этических норм, считая критерием практическую целесообразность. Отвергая традиционные формы религии, Дьюи выдвигал на их место свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию. Эстетическое сводится Дьюи к чувственному («искусство — это жизнь») и трактуется как всякое выражение гармонии, равновесия между организмом и средой.

В социальной области Дьюи выступал как приверженец либерализма и «американского образа жизни». Идеям классовой борьбы он противопоставлял идеи классового сотрудничества и «мелиоризма», то есть постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе Дьюи отводил реформам в области педагогики). Возглавлял «Лигу независимого политического действия». В годы II мировой войны Дьюи выступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой.

Цель теории воспитания Дьюи — формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям». Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластический характер обучения и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение «путём делания», то есть так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Дьюи является идеологом так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания умаляется и сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Дьюи наряду с трудовыми процессами непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставляет развитие их индивидуальности.

Особое внимание Дьюи уделял воспитанию у детей преданности демократическим ценностям. Большое значение он придавал роли семьи в воспитании и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей».

Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг. Дьюи неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию, Турцию) для распространения своих педагогических идей; в 1928 посетил СССР.

Три пути совершенствования опыта по Дьюи:

  1. Социальная реконструкция.
  2. Применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий».
  3. Совершенствование мышления.

Социальная реконструкция — совершенствование самого общества — условие совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества. Социальная реконструкция подразумевает:

  1. Совершенствование отношений собственности, наделение собственностью как можно большего числа людей, акционирование собственности (в ответ на идеи марксизма).
  2. Через совершенствование отношений собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей результаты труда (крупные собственники, монополисты).
  3. Более справедливое распределение материальных благ.
  4. Борьба с бедностью, постоянная забота государства об улучшении благосостояния граждан.
  5. Обеспечение прав человека, совершенствование демократического государства.

Основные проблемы морали и социальной философии Дьюи:

  1. Существует плюрализм целей и благ (нет единственно возможного «высшего блага»).
  2. Цели и блага не абстрактны, но конкретны.
  3. Основные блага — здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность.
  4. Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ. Достижение блага — изменение в качестве опыта — следовательно сам рост является главной моральной целью.
  5. Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае.
  6. Демократия наиболее оптимальная форма человеческого общежития.
  7. Цели должны соответствовать средствам и наоборот, применение неблаговидных средств приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами).
  8. Основной рычаг социальной реконструкции — применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.

Дьюи разработал теорию научного метода, как инструменте успешной человеческой деятельности, достижения целей. Откытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации: Достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решенную — ситуация приобретает иное качество —

следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания — познание изменяет само существование предмета познания[4]

.

Содержание

Примечания

  1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/18.php?show_comments
  2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/18.php?show_comments
  3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/18.php?show_comments
  4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/18.php?show_comments

Библиография

Публикации Джона Дьюи на русском языке

  • Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольского; Под ред [и с предисл.] Н. Д. Виноградова. — М.: Мир, 1919.
  • Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.
  • Дьюи Дж. Школы будущего. М., 1922.
  • Дьюи Дж. Школа и ребёнок / 2-е изд. М.—Пг., 1923.
  • Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1925.
  • Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2000.
  • Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворов, М. Шиков. — М.: Логос, 2001.
  • Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. — М.: Республика, 2003.

О Джоне Дьюи

  • Кроссер П. Нигилизм Дж. Дьюи / Пер. с англ. — М., 1958.
  • Гуреева А. В. Критический анализ прагматической эстетики Д. Дьюи. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
  • Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. — Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005.
  • Шарвадзе Б. А. Жизнь и философия Джона Дьюи. — Тбилиси: изд. авт., 1995.
  • Шарвадзе Б. А. Философия Джона Дьюи. — Тбилиси: Центр культурных связей Грузии «Кавказский дом», Cop. 1998.
  • Geiger G.R. J. Dewey in perspective. N.Y., 1958.
  • Deledalle G. L’idee d’experience dans la philosophiе de J. Dewey. [P., 1966].
  • Bernstein R.J. J. Dewey. N.Y., 1967.
  • Somjee A.Н. The political theory of J. Dewey, N. Y., [1968].
  • Claparеde Ed. La pedagogic de J. Dewey. Nchat.—P., 1913.
  • Rippe F. Die Padagogik J. Deweys…, [s. 1.], 1934.
  • Smith M. J. Dewey and moral education. Wash., 1939.
  • Schilpp P.A. The philosophy of J. Dewey. Evanston—Chi., 1939.
  • Thomas M.H. J. Dewey. A centennial bibliography. Chi., 1962.


----

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home