Коррида

Это статья о наиболее известной разновидности боя быков, распространённой в Испании, а также регионах имеющих с ней тесные культурные и исторические связи. Общая информация о бое быков содержится в соответствующей статье.

Коррида (исп. corrida de toros, tauromaquia, toreo) — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой породы, обычно завершающихся смертью быка.

Содержание

Термин

Здесь и далее рассматривается испанский вариант пешей корриды (конная коррида описывается отдельно) со взрослым быком (см. также новильяда). Так как в России слово «коррида» может фактически обозначать любую разновидность противоборства с быком, также дан обзор других форм боя быков и тавромахии, существующих как в Испании, так и за её пределами (общее понятие «тавромахия» может означать как собственно корриду, так и все другие зрелища, включающие в себя борьбу с быком, в Испании в это понятие также включают селекцию и выращивание быков).

Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать» (однако «бег» — carrera). У этого глагола есть и иные значения, в частности, correr una suerte — претерпеть (какую-либо) судьбу. Поэтому очень приблизительно смысл словосочетания corrida de toros можно перевести как «обработка быков», «прогон быков». Испанцы в обиходе называют корриду просто toros, то есть «быки»

Происхождение и историческое развитие

История корриды, скорее всего, восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и у других средиземноморских народов, в частности, у древних греков.

Известно, что в средние века к битвам с быком питали пристрастие Карл Великий, Альфонсо X Кастильский, Сид. К концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры.

Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычаев является, по всей видимости, неприязнь короля-француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды — Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной тавромахии — Хоакин Родригес «Костильярес», Хосе Дельгадо Герра «Пепе-Ильо», Педро Ромеро Мартинес. Бой быков быстро развивается на протяжении XIX столетия, а его «Золотым веком» считаются 1910—1920-е годы, когда выступают Хуан Бельмонте (считается лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля тавромахии), Хосе Гомес «Гальито» (он же «Хоселито»), Рафаэль Гонсалес «Мачакито». После гражданской войны 1936—1939 гг., когда появляются новые выдающиеся матадоры (Манолете и др.), популярность корриды быстро возрастает во всём мире, хотя сейчас у неё много противников, особенно среди защитников прав животных.

Боевой бык

Основная статья: Боевой бык

В корриде участвуют быки особой породы, по фенотипу близкие к туру. Различается много характеристик боевых быков, особо ценится их соответствие одному из 7 идеальных образцов («каст»). Быки выращиваются на особых фермах (ganaderías), и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. Также об этом можно узнать по клейму и из плаката, который часто показывается перед выходом быка.

В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг).

Иногда встречаются случаи мошенничества — быку подпиливают рога («подбривают»), чтобы он не мог верно рассчитать свой удар. По ходу боя это, однако, может сыграть как в пользу тореро, так и против него. В конной корриде подпиливание быку рогов с целью обеспечить безопасность лошади является законной практикой. Также известны случаи, когда быка намеренно ослабляют при помощи различных препаратов и другими приёмами. Это, несомненно, противоречит духу тавромахии.

В символическом плане бык, часто чёрный, может быть интерпретирован как олицетворение смерти, что придаёт поединку ритуальный характер. Вместе с тем, этика корриды требует от тореро относиться к быку как к другу, проявляя должное уважение к его силе и храбрости. Это один из парадоксов, окружающих зрелище.

Арены для боя быков

Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы (типичный пример — Пласа Майор в Мадриде). С формированием канонов корриды в XVIII веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади (первая — Ла Маэстранса в Севилье в 1733 году). В течение следующей сотни лет круглые арены (plazas de toros) были возведены во всех значимых городах Испании. По своему строению арена напоминает римский циркНиме корриды и проводятся в древнеримском амфитеатре) с расположенными амфитеатром местами для зрителей, круглой ареной с песочным покрытием, которая отделена от амфитеатра барьером высотой около 140 см, и служебными помещениями (загоны для быков, конюшня, медпункт и пр.).

Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol» («солнце») и места там стоят дешевле. Сторона, находящаяся в основном в тени называется «Sombra» («тень»). Во время корриды существют места, с которых солнце уйдёт, а также места, где оно может появиться. Билеты на эти места могут продаваться под названием «Sol y Sombra» («солнце и тень») по цене, меньшей, чем «Sombra», но дороже, чем в «Sol». Самая большая арена для боя быков в мире — это Plaza Monumental в Мехико (55 000 посадочных мест).

В Испании арены делятся на 3 категории. Первая категория — площади в Мадриде (Лас Вентас), Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбао, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая категория — арены в столицах провинций, а также некоторые другие, получившие эту категорию в силу традиции (например, Аранхуэс). Третья — все остальные (всего ок. 400 арен). В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.

Порядок корриды

Время проведения корриды

Обычно корриды происходят в ходе «ферий» (буквально — ярмарка). Ферии обычно проводятся в большинстве испанских городов, чтоб отметить определенные религиозные праздники и обычно при этом проходят один или несколько боёв быков. Некоторые ферии, такие как ферия Святого Фермина в Памплоне, проводятся в определенные дни, другие же, такие как апрельская ферия в Севилье зависят от того, на какой день придется религиозный праздник, в случае с Севильей — Пасха. В Мадриде и Севилье обычно проводится по корриде каждое воскресенье в течение всего сезона, а в Барселоне они проводятся каждое воскресенье июля и августа. Однако эти бои редко привлекают лучших матадоров, так как они предпочитают выступать в фериях. Ниже идет список основных испанских ферий, которые обычно продолжаются не менее недели, и в это время проводится минимум одна коррида в день. Так как большинство ферий начинаются и/или доходят до своей кульминации в воскресенье, некоторые даты могут слегка изменятся. Плакаты могут появлятся лишь за две — три недели перед началом ферий. Нижеследующий список не является исчерпывающим, поскольку ведущие матадоры могут выступать и на более мелких фериях, не говоря уже о заграничных гастролях.

  • Кастельон (La Magdalena — либо за неделю, либо в ту же неделю, либо через неделю после Las Fallas)
  • Валенсия (Fallas — с 10 по 19 марта)
  • Севилья (Апрельская ферия — воскресенье после Пасхи, две недели)
  • Херес-де-ла-Фронтера (Feria del Caballo — где-то в мае в зависимости от Пасхи)
  • Мадрид (San Isidro — с 1 по 30 мая)
  • Кордова (с 19 по 27 мая)
  • Гранада (Corpus Christi — первая неделя июня)
  • Аликанте (San Juan — неделя, на которую приходится 24 июня)
  • Бадахос (San Juan — неделя, на которую приходится 24 июня)
  • Бургос (с 26 по 29 июня)
  • Альхесирас (с 27 июня по 1 июля)
  • Памплона (San Fermin — с 6 по 14 июля)
  • Сантандер (San Jaime — неделя, на которую приходится 25 июля)
  • Валенсия (San Jaime — неделя, на которую приходится 25 июля)
  • Уэльва (Colombinas — с 1 по 5 августа)
  • Витория (Virgen Blanca — с 4 по 8 августа)
  • Малага (с 14 по 25 августа)
  • Альмерия (Virgen del Mar — с 25 по 31 августа)
  • Бильбао (Semana Grande — с 19 по 26 августа)
  • Мурсия (с 11 по 20 сентября)
  • Альбасете (с 9 по 16 сентября)
  • Саламанка (с 12 по 22 сентября)
  • Вальядолид (San Mateo — неделя, на которую приходится 26 сентября)
  • Логроньо (San Mateo — неделя, на которую приходится 26 сентября)
  • Сарагоса (El Pilar — неделя, на которую приходится 12 октября)
  • Хаэн (последняя неделя октября)

В Мадриде, Севилье и Валенсии проводятся «мини-ферии» по 3 дня каждая, чтоб отметить окончание сезона в конце октября.

Обычно в бое быков участвуют по три матадора или новильеро (отличие новильеро от матадоров состоит в том, что они убивают не взрослых быков, а «новильос» — быков от 2 до 4 лет возраста), которые убивают по два быка каждый. Самый старший из них идет в списке первым, и сражается с первым и четвертым быками. Средний идет вторым и сражается с вторым и пятым быками, а самый молодой появляется в списке последним и сражается с третьим и шестым быками. Старшинство матадоров определяется по дате, когда они прошли церемонию посвящения в матадоры («tomar la alternativa»). Старшинство новильеро определяется по дате, когда они впервые приняли участие в новильяде с пикадорами («novillada con picadores»). Если в корриде участвуют только два матадора или новильеро, то это называется «рука об руку» («mano a mano»), и каждый из них выступает с тремя быками. Изредка матадор или новильеро выступают в одиночку («en solitario/única espada») и сражаются с шестью быками.

Коррида делится на три части (терции, tercios), две из которых включают «испытания» (suertes, буквально — удача, судьба, вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte). О начале каждой секции извещает звук трубы.

До выхода быка

Афиши корриды содержат стандартную формулировку: представление состоится такого-то числа, «если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством». Председатель (или президент, presidente) — мэр города или иной представитель гражданских властей (коррида в Испании находится в ведении МВД). Он подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и распоряжается о награждении матадора.

В день боя быков, обычно в полдень, представители матадоров или новильеро посещают загон арены, чтобы решить, кто с какими быками будет выступать. Иногда быков группируют так, чтобы самый лёгкий бык попал в пару с самым тяжелым, а бык с самыми длинными рогами попал в пару с быком с самыми короткими. Номера быков пишутся на листках бумаги и кладутся в шляпу. Затем представители вытягивают по бумажке каждый, определяя с какими быками будут выступать их наниматели. После «sorteo» (жеребьёвки) следует разделение быков («apartado») в индивидуальные загоны, где они остаются до боя. Коррида начинается (обычно — в 5 часов вечера) с шествия участников (el paseíllo), смыслом которого является представить себя председателю корриды и публике. У шествия существует свой порядок, размещающий участников в следующей последовательности:

В первом ряду располагаются матадоры, становясь слева — старший (по опыту), справа — следующий, и в центре — самый молодой (неофит).

По обе стороны от матадоров едут альгвасили (официальные лица) на лошадях.

Во втором ряду идут трое подчиненных (помощников) самого старшего из матадоров.

В третьем — трое подчиненных среднего.

В четвертом — самого младшего.

В пятом ряду следуют два пикадора самого старшего из матадоров.

В шестом — среднего.

В седьмом — младшего.

Закрывают шествие рабочие арены.

Первая терция

Иначе называется «терция пик» (tercio de varas). Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами.

Испытание плаща (капоте)

Капоте — это большой плащ, розовый с одной стороны (которую показывают быку) и желтый (иногда синий) — с другой. Он может быть прорезинен для придания жёсткости. Капоте используют как матадор, так и подчиненные, для встречи быка при его выходе на арену. Используется капоте как в артистических приёмах, так и непосредственно в поединке. Из-за его веса он должен браться обеими руками. Бой с капоте, особенно ценимый в Латинской Америке, применяется матадором в первых двух терциях, и его квадрильей в течении всей корриды, чтобы «бежать на быка, останавливать, фиксировать». Основными фигурами боя с капоте являются:

  • La Verónica — название этому приёму дал образ Вероники, держащей в руках плащаницу, на которой отпечатался лик Христа. Он является базовым в бое с капоте, а также самым популярным при «встрече» быка. Тореро, держа капоте обеими руками, вызывает на себя быка, выставляет вперёд капоте и отводит назад противоположную ногу. Таким образом, он заставляет быка атаковать. По окончанию выдвигается та нога, которая была сзади, — тореро оказывается в позиции для очередной Вероники.
  • La media Verónica (полу-Вероника) — вариант Вероники, в котором тореро, едва обгоняя «рогатого», подбирает капоте сбоку, заставляя обойти вокруг него. Это один из способов завершить серию Вероник.
  • Largas (длинные) — приёмы, когда тореро отпускает капоте из одной руки. Существует много вариантов.
  • Gaonera — приём, осуществляемый с капоте за спиной: одна рука на талии, а другая вытянута, являясь «ведущей» для быка.
  • Chicuelina — изобретённый Маэстро Чикуэло, является одним из самых распостранённых ходов. Тореро принимает быка так же, как в Веронике, но когда бык засовывает голову в плащ, матадор поворачивается в противоположную быку сторону.
  • Porta Gayola — встречая быка при выходе из загона, тореро становится на колени. Это очень опасный приём.
  • Faroles — тореро проносит капоте над своей головой и разворачивает корпус так, чтобы оказаться лицом к быку по окончанию фигуры.

Выход пикадора

Два пикадора на лошади, один за другим, специальной пикой наносят удары в загривок быка, чтобы ослабить мышцы его шеи и убедиться в его реакции на боль. Это также понижает агрессивность атаки и даёт возможность сравнять силы быка и матадора. Исторически эта конная часть корриды была самой важной, так как происходила непосредственно от древней аристократической забавы с быком.

На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападет на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

  • Cita — сначала привлекается внимание быка для того, чтобы он атаковал лошадь. Артистизм состоит в том, чтобы взять пику как можно ближе к острию и до того, как бык столкнётся с защитным покрывалом лошади, попытаться остановить его при помощи скольжения пики вдоль руки.
  • Encuentro — пикадор метится остриём и выполняет «наказание» (castigo). Образуемая рана даёт выйти крови в районе загривка. Реакция на «наказание» позволяет распознать степень ярости быка. Если он кроткий, то обычно убегает. Положено атаковать лошадь три раза.
  • Salida — когда бык получил удар остриём, ему обязательно нужно дать выход. После этого тореро проверяют состояние быка и решают, нужно ли ему ещё раз встретиться с лошадью.

Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары. Тем не менее травмы лошадей часты, а иногда быку удаётся перевернуть коня. На всех аренах имеется ветеринарный пункт для лошадей.

Вторая терция

Известна как «терция бандерилий» (tercio de banderillas). Целью является «наказание» быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, которые остаются в теле животного, также называют «увеселителями». До XVIII века их втыкали по одной в любой момент корриды, но затем их начали помещать попарно три раза.

Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий. Таким образом каждый из бандерильеро к концу корриды делает два подхода. Существует множество приёмов работы с бандерильями. Основные из них:

  • Al Cuarteo — один из самых часто употребляемых способов. Бык становится на полосе пикадоров и человек — напротив него. Когда бык срывается с места, бандерильеро выходит ему навстречу, описывая полукруг, доходя до соединения — момент, когда должна воткнуться пара бандерилий.
  • Al Quiebro — человек становится напротив быка (на окраине или в центре арены), провоцирует быка атаковать и ждёт его, держа ноги вместе. Чуть раньше до подхода быка он выставляет ногу и наклоняет тело в ту сторону, куда он хочет провести быка, и, когда тот склоняется, бандерильеро принимает свою первоначальную позу и втыкает бандерильи.
  • De Frente — одна из разновидностей Al Cuarteo, в которой бандерильеро идёт навстречу быку, стараясь пройти минимальное расстояние.
  • De Dentro a Fuera — бандерильеро наносит удар изнутри, то есть проходя между ограждением арены и быком. Этот приём достаточно опасен.

Третья терция

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом «номере» обычаи более укоренённые. Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена председателю корриды (остатки церемоний этикета, которые «пропитывают» бои быков). В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свою «работу». Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим — дном вверх; поэтому иногда тореро переворачивают её, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распостранённый обычай. Особенно красочными являлись те, в которых тореро отдавались собственной находчивости, произведения которой часто оказывалась небрежными и неотделанными.

Испытание мулеты

Маэстро, при помощи мулеты (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной ок. 50 см), достигает наивысшего сближения с быком, используя самые предприимчивые и чувствительные приёмы. Основные ходы с мулетой (всего их существует достаточно много):

  • El Natural — мулета берётся без шпаги в левую руку, затем тореро выискивает расстояние с быком, выбрасывает вперёд мулету, и, когда бык срывается с места, выбрасывает ногу для того, чтобы разбить прямолинейное движение быка. Даётся свободный ход руке, чтобы бык продвинулся как можно дальше, заканчивая понизу. Обычно за этой фигурой следует pase de pecho (два этих приёма — «джентльменский набор» матадора, обязательная программа с мулетой).
  • El Derechazo — используется та же техника, что и в предыдущем приёме, но с мулетой вместе со шпагой в правой руке.
  • Pase De Pecho — после двух предыдущих ходов бык полностью проходит под низко опущенной мулетой или остаётся рядом, причём тореро должен стоять на месте. Приём проделывается в противоположном направлении, нежели первые два, в зависимости от того, какой рукой он проводится. Эта фигура считается самой важной из всех, по ней оценивается мастерство матадора.
  • Trinchera — осуществляется справа налево, сокращая атаку быка при помощи проведения мулеты понизу, с целью подчинить и сосредоточить быка.

Решающий удар

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлён и обессилен, наступает решающий момент — смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор (отсюда его название, означающее «тот, кто убивает»).

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.

Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю и безболезненную смерть. Существуют различные способы его осуществления:

  • Recibiendo — это самая примитивная форма убийства быка. Когда у быка есть силы, чтобы сделать бросок, матадор становится на благоприятном расстоянии по прямой линии с правым рогом быка, чуть согнутой мулетой и правой рукой, в которой шпага, приставленной к груди, локоть на высоте плеча. Сам бык приходит к тореро.
  • Volapié — это способ убить обессиленного и стоящего на месте быка. Тореро бежит по направлению к животному, держа мулету понизу в левой руке, заставляя быка склонить голову, в этот момент правой рукой вонзает шпагу. Один из самых распостранённых способов убийства.
  • Al Encuentro — с места срываются и бык, и тореро, встречаясь посредине пути. Этот момент может быть реализован двумя способами, в зависимости от того, где находится тореро после нанесения удара шпагой — Suerte Natural, когда матадор остаётся между барьером арены и быком, либо Suerte Contraria, когда бык остаётся между барьером и матадором.

Если тореро не удается свалить быка шпагой, он использует другой меч с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка (это происходит довольно часто). Как только бык упадет, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передается мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом продаётся.

Жертвы

За XIX—XX века в Испании во время боёв погибли 63 матадора, в том числе известнейшие Пепе-Ильо, Хосе Гомес Ортега по прозвищу Хоселито (18951920) и Манолете (Мануэль Родригес, 19171947, всего он получил за карьеру 30 ранений), а также 350 бандерильеро, пикадоров, помощников и церемонимейстеров. У мадридской арены Лас-Вентас воздвигнуты памятники погибшим матадорам, а также открывателю пенициллина Флемингу от благодарных тореро (после введения антибиотиков смертность резко сократилась). Ранения, в том числе серьёзные, весьма часты. Чаще всего ранения наносятся в бедро, пах, мошонку, брюшную полость, реже — в грудную клетку и шею.

С другой стороны, в Испании, Франции и Португалии ежегодно проводится порядка 6 тыс. коррид и новильяд, на которых погибает соответственно около 30 тыс. быков. Также велик травматизм среди лошадей пикадоров, которые ещё в начале XX века считались заранее обречёнными на смерть.

Награды быка и тореро

Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом президента арены, то после того как быка убьют, его тушу провозят по арене по кругу (vuelta), и зрители ему аплодируют. Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку «прощение». В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (semental). Однако бык, убивший матадора, подлежит смерти в любом случае.

Матадору, показавшему выдающееся искусство, присуждаются трофеи. Они идут в следующей очередности: с согласия публики матадор может сделать круг почёта по арене. Если большая часть публики просит председателя, обычно размахивая белыми платками, он присуждает одно ухо (una oreja). Если публика просит, и президент сам считает выступление отличным, он может присудить два уха (dos orejas). Если он считает представление выдающимся, он может присудить два уха и хвост (dos orejas y rabo), также называющиеся «высшими наградами» (los máximos trofeos). Трофеи срезаются с мертвого быка и отдаются матадору или новильеро, который затем совершает один или несколько кругов почета по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики (salida en hombros).

С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены. Впрочем, выбрасывание на арену подушек может означать только невоспитанность некоторых зрителей.

Место корриды в культуре

Коррида считается одним из воплощений испанского национального духа. Другое название корриды — «национальный праздник» (la fiesta nacional). Бык вообще (в особенности — его характерное изображение в виде силуэта, известное по рекламе бренди «Осборн», установленной вдоль автодорог страны) воспринимается как один из символов страны и даже неформально помещается на флаг Испании вместо герба.

В драматургии XVI—XVII веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненый герой или герой, только что победивший быка.

Тавромахия и тесно связанная с ней тема смерти занимает большое место в творчестве испанских художников (множество работ Гойи — проводятся даже особые «корриды в стиле Гойи», Пикассо), писателей, поэтов (Лорка), кинематографистов (Альмодовар и другие). Сюжет корриды также встречается в произведениях французов Мериме, Бизе, Э.Мане. Американец Эрнест Хемингуэй был ценителем и поклонником корриды и написал исследование о ней «Смерть после полудня». В настоящее время коррида активно используется в образах, создаваемых в рамках поп-культуры.

Коррида (или другое зрелище с участием быков) — обязательный элемент программы любых городских и даже многих сельских праздников. В каждом городе существует несколько клубов любителей корриды (по-испански — «peña taurina»), имеющих свою униформу и любительский оркестр (который выступает на корридах, играя традиционный пасодобль — жанр, сформировавшийся благодаря корриде). Вместе с тем, в целом зрелище постепенно теряет популярность. Молодые, более европеизированные испанцы воспринимают его как приманку для туристов (в курортных областях туристы действительно составляют большинство посетителей арен) и предпочитают более «цивилизованные» формы досуга. Для них коррида скорее не неотъемлемая часть национальной культуры, а международный бренд Испании, подразумевающий «горячую кровь» и «дикие нравы», что, конечно же, не соответствует образу современной европейской страны.

Борьба защитников прав животных за запрет корриды

Активисты-противники боёв быков проводят различные акции перед крупными фериями в Испании, а также противостоят (иногда удачно) организации корриды за пределами традиционного ареала её распространения (например, в России в 2002 году). Особенно известны выступления организации «Люди за этичное обращение с животными» (ПЕТА).

В Испании коррида больше не проводится на Канарских островах (хотя петушиные бои, являющиеся частью местных традиций, там продолжаются). В 2005 году Барселона была объявлена «городом, свободным от корриды» (каталонские националисты приветствовали этот шаг, выступая одновременно за сохранение каталонских национальных забегов с участием быков), однако силы закона это заявление не приобрело (в силу того, что вопросы корриды относятся к ведению центрального правительства) и корриды в Барселоне по-прежнему проводятся регулярно.

К победам защитников прав животных можно отнести замену настоящих быков на деревянные муляжи в ходе народной забавы «Огненные быки» (см. ниже). Однако это продиктовано скорее требованиями безопасности зрителей и участников действа. Также запрещены некоторые жестокие народные формы тавромахии, не относящиеся непосредственно к корриде.

Аргументы против корриды

Коррида — варварский пережиток средневековья, жестокое убийство животного на потеху кровожадной толпе. Никакой практической пользы от зрелища нет, оно только разжигает животные инстинкты. Не может идти речи о честном поединке — бык заранее поставлен в невыгодные условия и обречён на смерть. Испанские противники корриды также аргументируют свою позицию тем, что бой быков несовместим с имиджем Испании как развитой цивилизованной страны (которым испанцы очень дорожат). Они стремятся показать корриду как элемент ретроградной реакции, используя как доказательство популярность и расцвет «национального праздника» в годы режима Франко.

Аргументы за корриду

Коррида — не только неотъемлемая часть испанского культурного наследия и национальной идентичности, но и красивое искусство, подобное балету (словарь Королевской Академии наук Испании определяет тавромахию как искусство). Зрители приходят смотреть не на мучения быка, а на мастерство и храбрость тореро. Страдания быка не превосходят то, что претерпевают многие домашние животные, однако бык, в отличие от них, погибает с достоинством и в случае проявления исключительной смелости может быть прощён и оставлен в живых. Конечно, опытный тореро, знающий повадки быка, имеет над ним превосходство. Однако это животное так опасно, что непрофессионал против него не выстоит, да и матадоры регулярно получают опасные ранения (смертельные случаи ранее были распространены, но сейчас очень редки благодаря достижениям медицины). Только коррида помогла сохранить боевого быка как уникальную породу, самую близкую к древнему туру.

Другие формы корриды и подобных ей зрелищ

Кроме пешей и конной корриды со взрослыми и молодыми быками в Испании есть другие популярные зрелища с участием быков: прогон быков (во всевозможных вариантах, в том числе по городу — это называется энсьерро и часто является «предисловием» к корриде, например в Памплоне, при этом желающие могут бежать перед быками), «огненные быки» (к быку, сейчас обычно муляжу, прикрепляются фейерверки и петарды, и он преследует празднующих), «рекорте» (демонстрация приёмов, иногда акробатических, непрофессионалами без оружия, проводятся национальные конкурсы). Также существует комическая коррида (например, «Пожарный-тореро») с участием клоунов и карликов, обычно без убийства быка.

Коррида вне Испании

Франция

На юге Франции, в Провансе и Лангедоке широко распространена коррида по испанским правилам (главные арены — Ним и Арль). Кроме этого, существуют традиционные народные формы тавромахии, подобные испанским: в Камарге после забега быков (энсьерро) проводятся конкурсы raseteurs (аналогичные испанским «рекорте»), в которых raseteurs, не причиняя травм самому животному, стараются сорвать с его рогов кокарды и ленточки специальным инструментом. Чем дольше они находяться на рогах быка, тем больше их стоимость.

Другая разновидность французской тавромахии — course landaise с коровами, где одни участники придерживают корову, а другие перепрыгивают через неё (правила разнятся в зависимости от местности).

Латинская Америка

Коррида по испанским канонам распространена в Мексике (арена в Мехико — не только самая большая в мире, но и одна из самых престижных, на одном уровне с испанскими аренами первой категории), Колумбии, Перу, Эквадоре, Венесуэле, Панаме, Боливии. На Кубе проводятся отдельные корриды иностранных мастеров, но к собственно кубинским традициям тавромахия не относится. В Бразилии проводится «торада» португальского образца.

В латиноамериканских странах расположено несколько «ганадерий» (фермы, где выращиваются боевые быки), там проходят важные ферии (главные — в Мехико (Мексика), Кито (Эквадор), Манисалесе, Кали (Колумбия), Мериде, Сан-Кристобале (Венесуэла), Лиме (Перу)). Эти страны, в особенности Мексика, являются родиной многих выдающихся тореро.

В ряде случаев обычаи корриды в Латинской Америке несколько отличаются от испанских. Например, в Мексике матадор делает «круг почёта» по арене в направлении, противоположном тому, в котором это делается в Испании. В целом тавромахия менее укоренена в Новом Свете, чем на Пиринейском полуострове, и иногда воспринимается как наследие европейских завоевателей.

Португалия

Основная статья: Торада

Португальская вариация боя с быком, называемая «торада» (tourada), значительно отличается от испанской. С XVII века на ней не убивают быка (однако коррида испанского типа с убийством животного может проводиться в приграничных областях). Хотя в тораде часто участвуют и пешие матадоры (которые проводят с быком те же действия, что и в Испании, за исключением его убийства), классический португальский бой быков включает в себя конную часть (главный участник — всадник-кавалейро) и часть, в которой восемь невооружённых «форкадос» (слово имеет два перевода — «вилы» и «висельник») усмиряют и уводят быка.

Другие страны

Бои быков по португальскому образцу и без причинения травм животному регулярно проводятся в Калифорнии. В таких странах, как Филиппины, Китай и некоторых других (например, Армения) время от времени проводятся бои быков с участием иностранных тореро. Хотя во многих странах действуют клубы любителей корриды, большинство зрителей неспособны должным образом оценить работу матадора и его квадрильи, в связи с чем устройство коррид в странах, не имеющих традиций тавромахии, не всегда оправдано.

Попытка провести в России в 2002 году португальскую корриду без убийства быка сорвалась из-за запрета, наложенного властями города Москвы. Предназначенные для неё быки погибли спустя некоторое время от холода и болезней.

См. также

Ссылки


Эта статья входит в число избранных.
Она была признана участниками проекта
одной из лучших статей русского раздела Википедии.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home