Ту-95

Ту-95МС
Описание
Назначение стратегический ракетоносец
Экипаж, чел. 7
Первый полёт 1979
Начало эксплуатации 1981
Производитель СССР
Размеры
Длина 47,09 м
Размах крыльев 50,05 м
Высота 13,2 м
Площадь крыльев 295 м²
Масса
Пустой 94400 кг
Снаряжённый 171000 кг
Макс. взлётная 187700 кг
Силовая установка
Двигатели ТВД НК-12М
Тяга (мощность) 4×15000 кгс
Характеристики
Макс. скорость 830 км/ч
Боевой радиус 6500 км
Дальность полёта 10500 км
Практический потолок 12000 м
Скороподъёмность — м/мин
Вооружение
от 6 до 16 крылатых ракет Х-55, свободнопадающие бомбы, оборонительная пушка ГШ-23 в хвостовой части фюзеляжа

Ту-95 (по классификации НАТО — Bear) — советский дозвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых самолётов, оснащённых турбовинтовыми двигателями.

Предназначен для поражения бомбами (в том числе ядерными) и крылатыми ракетами важных объектов противника в любое время суток и в любых погодных условиях.

Содержание

История создания

В начале 1950 годов международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей ВВС СССР. 11 июля 1951 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 2396—1137, и соответсвующий Приказ Министерства авиационной промышленности № 654, согласно которым ОКБ А. Н. Туполева поручалось начать проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика.

Руководителем работ по теме Туполевым был назначен Н. И. Базенков. Уже 15 июля 1951 года под руководством С. М. Егера в ОКБ приступили к разработке тактико-технических требований к новому самолёту и его эскизному проектированию. С августа 1951 года началась подготовка рабочих чертежей будущего бомбардировщика и строительство его деревянного макета. 31 октября 1951 года комиссия ВВС утвердила разработанный проект, в декабре того же года был одобрен и утверждён построенный к тому времени макет.

На авиационном заводе № 156 было заложено строительство двух экземпляров самолёта «95». К 20 сентября 1952 года один из этих самолётов в разобранном виде был перевезён на аэродром города Жуковский, собран и передан на заводские испытания.

12 ноября 1952 года экипаж летчика-испытателя А. Д. Перелёта совершил первый полёт на опытном образце «95-1».

Испытания успешно продолжались вплоть до 11 мая 1953 года, когда при проведении 17-го испытательного полета на самолёте в результате разрушения редуктора третьего двигателя произошел пожар, закончившийся катастрофой. Опытный образец бомбардировщика упал вблизи города Ногинска не долетев до аэродрома. Из одиннадцати человек, находившихся на борту, спастись смогли лишь семеро. Погибли командир корабля, бортинженер, штурман и специалист по виброиспытаниям.

Почти два года продолжалась подготовка и доводка второго экземпляра самолёта, на который были установлены новые, более совершенные двигатели ТВ-12, позднее переименованные в честь конструктора, Николая Кузнецова, в НК-12.

Опытный образец «95-2» совершил свой первый полёт 16 февраля 1955 года (экипаж летчика-испытателя М. А. Нюхтикова). Лётные испытания продолжались вплоть до 20 января 1956 года. За этот неполный год «95-2» совершил 68 испытательных полётов (общий налёт — 168 часов).

В 1956 году Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.

Конструкция

Самолёт Ту-95 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях. На каждом двигателе установлено по два соосных металлических четырёхлопастных винта. Самолёт имеет электрическую систему обогрева плоскостей и воздушных винтов. В средней части фюзеляжа расположен бомбовый отсек. Шасси самолёта — трёхстоечное со сдвоенными баллонами. Основные стойки убираются в крыльевые гондолы, носовая — в фюзеляж.

Экипаж располагается в двух гермокабинах. Катапультных кресел для членов экипажа в Ту-95 не предусмотрено. В случае необходимости, экстренное покидание самолёта из передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише носовой стойки шасси. При этом носовая стойка принудительно выпускается, а часть пола кабины, представляющая собой подобие транспортёрной ленты, приводится в движение от автономного гидроаккумулятора, позволяя ускорить эвакуацию членов экипажа. Покидание задней гермокабины обеспечивается через специальный люк. На случай аварийной посадки на воду, самолёт оборудован спасательными плотами.

Технические характеристики двигателя
НК-12МПТ
Мощность на взлётном режиме 11030 (15000) кВт (л.с.)
Тяга на взлётном режиме 10000 кг
Удельный расход топлива:  
  на взлёте 0,205 кгт/(л.с.·ч)
  в крейсерском полёте 0,161 кгт/(л.с.·ч)
Назначенный ресурс 5000 часов
Вес с агрегатом 3500 кг
Длина 4837 мм
Диаметр 1620 мм

Самолёты Ту-95 пошли в серию с двигателями НК-12, разработанными в КБ Куйбышевского моторного завода имени Фрунзе (сейчас ОАО «Моторостроитель») под руководством конструктора Н. Д. Кузнецова.

Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. НК-12 имеет 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичную пятиступенчатую турбину. Для регулировки компрессора на этом двигателе впервые установлена система клапанов перепуска воздуха. Коэффициент полезного действия турбины двигателя НК-12 составляет 94 %, что является рекордным показателем. На двигателе НК-12 была впервые применена единая система регулирования подачи топлива, сконструированная в едином блоке (т. н. командно-топливный агрегат). Высокая мощность двигателя обуславливает его беспрецедентную шумность. Ту-95 является одним из самых шумных самолётов в мире.

Передача вращающего момента на соосные винты самолёта обеспечивается дифференциальным однорядным редуктором при проектировании и производстве которого был использован ряд уникальных технических решений, позднее нашедших широкое применение в других типах авиационных двигателей.

Соосные винты с переменным шагом (АВ-60К), установленные на Ту-95, имели диаметр более 6 метров и были разработаны в ОКБ-150 (позднее, Ступинское КБ машиностроения, сейчас — НПП «Аэросила»). Руководитель ОКБ-150, К. И. Жданов, получил в 1957 году за их разработку Ленинскую премию.

Самолёт имеет систему автоматического запуска двигателей. Горючее располагается в 74 крыльевых и фюзеляжных мягких топливных баках. Имеется система, регулирующая центровку самолёта по мере выработки топлива.

Применение на Ту-95 экономичных ТВД и винтовой установки с КПД 82 % позволило добится достаточно высоких показателей дальности полёта, несмотря на относительно низкое аэродинамическое качество самолёта.

Вооружение

Бомбовая нагрузка самолётов Ту-95 может достигать 12000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9000 кг.

Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300-600 км.

Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 24 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.

Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации Росиии, является носителем крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-96МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска ещё десяти ракет Х-55 на четырёх подкрыльевых держателях.

Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек. На разных модификациях самолёта их число варьируется от шести пушек АМ-23 до двух пушек ГШ-23.

Модификации

  • Ту-95 (Bear-A по классификации НАТО) — серийная модификация стратегического бомбардировщика с бомбовым вооружением (1955 год);
  • Ту-95A (Bear-A) — стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа (1956 год);
  • Ту-95К (Bear-B) — бомбардировщик-носитель сверхзвуковых крылатых ракет Х-20, входящих в комплекс К-20 (1956 год);
  • Ту-95КУ — учебная модификация самолёта Ту-95К, использовавшаяся для обучения экипажей применению комплекса К-20 с крылатыми ракетами Х-20 (1956 год);
  • Ту-96 — опытный образец высотного скоростного бомбардировщика, серийно не выпускался (1956 год);
  • Ту-95Н — самолёт-носитель стратегического подвесного бомбардировщика РС (1956 год);
  • Ту-116 — серийный бомбардировщик Ту-95, переоборудованный в дальний пассажирский самолёт, использовавшийся для литерных рейсов (1956 год);
  • Ту-95М — серийная модификация стратегического бомбардировщика с двигателями НК-12М (1957 год);
  • Ту-95В — переоборудованный серийный Ту-95, предназначенный для испытаний сверхмощной (50—100 Мт) термоядерной бомбы (1959 год);
  • Ту-95КД — модификация модели Ту-95К — бомбардировщика-носителя крылатых ракет Х-20 — дополнительно оборудованная системой дозаправки в воздухе (1961 год);
  • Ту-95РЦ (Bear-D) — разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ (1962 год);
  • Ту-95МР (Bear-E) — стратегический разведчик (1964 год);
  • Ту-95КМ (Bear-C)— модернизированный и перевооружённый на КР Х-22М вариант бомбардировщика Ту-95КД с обновлённым БРЭО (1968 год);
  • Ту-119 — летающая лаборатория, с ядерной энергетической установкой на борту, на котором проводились эксперименты по выяснению возможности создания самолёта с двигателями, работающими от ядерного реактора (1974 год). См. также: Атомолёт;
  • Ту-95МС (Ту-95МС6, Ту-95МС16), по классификации НАТО Bear-H — самолёты-носители крылатых ракет Х-55/РКВ-500А (1979 год и позже). Эти модификации Ту-95 составляют основу воздушных стратегических сил России. Строго говоря, Ту-95МС является вариантом Ту-142, а не исходного Ту-95.

В результате глубокой модернизации бомбардировщика Ту-95 были также созданы следующие самолёты:

  • Ту-114 (Cleat) — пассажирский самолёт (1960 год);
  • Ту-116 — (он же Ту-114Д) пассажирский самолёт (1956 год);
  • Ту-126 (Moss) — самолёт ДРЛО (1962 год);
  • Ту-142 (Bear-F) — противолодочный самолёт, созданный на базе Ту-95РЦ (1963 год)

Ссылки



Самолёты ОКБ им. Туполева

Серия АНТ
АНТ-1 | АНТ-2 | АНТ-3 «Пролетарий» | АНТ-4 «Страна Советов» | АНТ-5 | АНТ-6 | АНТ-7 | АНТ-8 | АНТ-9
АНТ-13 | АНТ-14 | АНТ-16 | АНТ-17 | АНТ-20 «Максим Горький»
АНТ-21 | АНТ-22 | АНТ-23 | АНТ-25 | АНТ-26 | АНТ-27 | АНТ-29
АНТ-31бис | АНТ-37 | АНТ-40 | АНТ-42 | АНТ-44 | АНТ-46 | АНТ-58

Самолёты военного назначения
ДИ-8 | ДИП | И-4 | И-8 | И-12 | И-14 | МИ-3 | Р-3 | Р-6 | Р-7 | СДБ | ТБ-1 | ТБ-3 | ТБ-4 | ТБ-6 | ТШ-Б | ФБ
Ту-1 | Ту-2 | Ту-4 | Ту-6 | Ту-8 | Ту-10 | Ту-12 | Ту-14 | Ту-16 | Ту-20 | Ту-22/Ту-22М | Ту-24 | Ту-28 | Ту-64 | Ту-73 | Ту-75 | Ту-78 | Ту-80 | Ту-81
Ту-82 | Ту-85 | Ту-88 | Ту-89 | Ту-91 | Ту-95 | Ту-96 | Ту-98 | Ту-107 | Ту-119 | Ту-121 | Ту-126 | Ту-128 | Ту-135 | Ту-138 | Ту-142 | Ту-160

Пассажирские самолёты
Ту-70 | Ту-104 | Ту-110 | Ту-114 | Ту-116 | Ту-124 | Ту-134 | Ту-136 | Ту-144 | Ту-154 | Ту-155 | Ту-156 | Ту-164 | Ту-204 | Ту-214 | Ту-234 | Ту-324| Ту-330 | Ту-334| Ту-414 | Ту-444

Амфибии
МДР-2 | МДР-4 | МК-1 | МР-6 | МРТ-1 | МТБ-1 | МТБ-2 | МЭР

Беспилотные аппараты
ВР-2 | ВР-3 | ДБР-1 | Ту-123 «Ястреб» | Ту-130 | Ту-141 «Стриж» | Ту-143 «Рейс» | Ту-243 «Рейс-Д» | Ту-300 «Коршун»

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home