Русская философия

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Русская философияфилософия, разрабатываемая русскими мыслителями XIX—XX веков.

Содержание

Основные этапы русской философии

  1. #Период зарождения русской философии в раннехристианской философии Руси;
  2. #Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;
  3. #Философия XVIII в.;
  4. #Философия XIX в.;
  5. #Русская и советская философия XX в.;

Характерные черты русской философии

  1. Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
  2. Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство;
  3. Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
  4. Большая роль проблем морали и нравственности;
  5. Конкретность;
  6. Широкое распространение в массах, понятность простому народу.


Предмет русской философии

  1. Проблема человека;
  2. Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
  3. Проблемы морали и нравственности;
  4. Проблемы выбора исторического пути России-между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
  5. Проблема власти;
  6. Проблема государства;
  7. Проблема социальной справедливости;
  8. Проблема идеального общества;
  9. Проблема будущего.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

Данный этап русской философии относится к IX—XII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности Руси.

Представители:

Илларион, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник.

Основные темы ранней русской философии — моральные и нравственные ценности, объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством, государство, право, природа.

Илларион в «Слове о Законе и Благодати» популяризирует и анализирует роль христианства в настоящем и будущем Руси. В философском морально-нравственном модексе В. Мономаха «Поучение» рассматриваются проблемы — добра и зла, мужества, честности, стойкости. В «Послании пресвитеру Фоме» Климент Смолятич затрагивает проблемы разума, познания. Филипп Пустынник в «Плаче» пытается осмыслить проблемы взаимоотношения души и тела, плотского и духовного.

Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства

Данный этап русской философии относится к XII—XVII вв.

Представители:

Сергий Радонежский, Философий, Максим Грек, Андрей Курбский, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум, Никон, Юрий Крижанич.

Философия XVIII в.

Представители:

  1. Философы эпохи петровских реформ — Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир;
  2. Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в. — М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев;

Философия XIX в.

Представители:

  1. Социально-политическая философия декабристов — П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера;
  2. Историческая философия П. Я. Чаадаева;
  3. Философия западников и славянофилов — А. И. Герцена, Н. П. Огарева, К. Д. Кавелина, В. Г. Белинского, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
  4. Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федорова, К. Н. Леонтьева;
  5. Философия Достоевского;
  6. Философия Толстого;
  7. Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевского, народников Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, анархиста П. А. Кропоткина, марксиста Г. В. Плеханова.
  8. Либеральная философия В. С. Соловьёва.

Русская и советская философия XX в.

Представители:

  1. Русская религиозная философия — С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского;
  2. Философия космизма Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского;
  3. Естественнонаучная философия Сеченова, Менделеева, Тимирязева, Мечникова, Ковалевского;
  4. Советская философия Н. И. Бухарина, А. Богданова, А. Ф. Лося, А. М. Деборина, Л. Гумилева. М. Мамардашвили, В. Асмуса, Ю. Лотмана;
  5. Философия «русского зарубежья» П. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;

Советская философия

Современная русская философия

Позднесоветская философия дискредитировала себя в связи с провалом Перестройки, которую она обосновывала. Перестройка привела к распаду государства, падению жизненного уровня населения, росту этнического насилия.

Философия либерализма

Альтернативу советской философии составила философия либерализма (Гайдар, Новодворская, Чубайс). Идеи демократии мыслились невозможными без идеи самостоятельной личности, предпосылкой которой является частная собственность. Все проблемы Перестройки, по мысли либералов, были вызваны «бесхозяйственностью», которая должна быть преодолена в процессе приватизации (процесс передачи государственной собственности в частные руки). Однако либеральные реформы привели к установлению в России олигархии (к 1995) с одной стороны, а с другой — к превращению России в «сырьевой придаток» Запада (c 2005 года СМИ вместо термина «сырьевой придаток» в начали использовать словосочетание «Великая энергетическая держава»).

Консервативная философия

Альтернативу либеральной философии, ставшей после 1991 официальной, составила консервативная философия национально-патриотических сил. Они усмотрели в идее «общечеловеческой цивилизации» предпосылку установления Мирового Правительства во главе с США. Взамен они предлагали проект многополюсного мира, озвученный премьер-министром Примаковым (занимал пост в 1998—1999). Консервативная философия отрицала связь «общечеловеческой цивилизации» с «общечеловеческими ценностями». Глобализация приводит к разрушению векового уклада и к кризису семьи, в результате чего люди становятся гораздо более бездуховными. Нравственные ценности немыслимы без традиции, которую надо возродить при помощи консервативной революции (Дугин, 1995).

Общие тенденции

Современная русская философия выражает противоречивые устремления общества и представлена двумя направлениями. С одной стороны, наблюдаются попытки найти обоснования духовности в русской православной традиции. Ярким примером этого является «Неопатристический синтез» Хоружего (1994). Он отмечает, что Россия сформировалась на базе византийского православия, последним творческим взлётом которого был исихазм — мистика безмолвной молитвы и ментального созерцания Фаворского света. Исихазм не получил развития из-за внешних причин (гибель Византии под натиском турок), поэтому русская философия должна взять на себя миссию продолжения этой традиции. Хоружий осмысливает и развивает традицию исихазма, трактуя его посредством понятийного аппарата современной психологии и философии. С другой стороны, русская философия существует в рамках мировой философии и развивает идеи таких современных направлений как постмодернизм и феноменология, задействуя философские категории для истолкования фрагментов повседневного бытия. Яркой работой подобного плана является «Метафизика футбола» Руднева (1999).

Литература

  • Введение в философию. М., Политиздат, 1989.
  • Лосский Н. О. История русской философии. М., «Высшая школа», 1991.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home