Обрезание

Это статья об обрезании мужчин. Об обрезании женщин см. в статье Женское обрезание

Обре́за́ниехирургическая операция, удаление (обычно у мальчиков и мужчин) крайней плоти с различными целями: социальными (инициация, регулирование сексуальности, предотвращение сексуальных практик, считающихся порочными), религиозными (посвящение Богу), медицинскими (устранение анатомического недостатка, профилактика заболеваний) или национальными (например, в знак принадлежности неверующего еврея к еврейскому народу).

Издавна практиковалось у многих народов, например, в Древнем Египте. В настоящее время в религиозных целях практикуется главным образом у мусульман и иудеев.

Содержание

Религиозные корни обрезания

Согласно иудейской традиции, обрезание — символ завета (договора) между Богом и народом Израиля. Обрезание предписывается заповедью «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас всякий младенец мужеского пола, из рода в род... И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 11:13).

Согласно иудейским верованиям, 99-летний праотец евреев и арабов Авраам совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола; к этому дню его сыну Измаилу, от которого, согласно Библии, произошли арабы (и духовными потомками которого являются мусульмане), было 13 лет. Родившийся позднее Исаак, от которого произошли евреи, был обрезан ровно на 8-й день жизни. Сроки обрезания (8-й день и 13 лет) соблюдаются в иудаизме и исламе до сих пор.

Ритуал обрезания у евреев

В древности обрезание совершали обыкновенно в синагоге после утренней молитвы. Этот день считался синагогальным праздником, что отражалось и на литургии: пропускались некоторые части молитв, которые обычно не читаются в праздничные дни. В последующие времена обряд совершался большей частью на дому в присутствии 10-ти мужчин (старше 13 лет), которые представляли собою общину Израильскую. В настоящее время обязательным считается только присутствие раввина.

Хотя обрезание может произвести любой иудей (а при отсутствии мужчин даже иудейка), его поручают, как правило, специально назначенному иудею, который в настоящее время обычно проходит медицинскую подготовку, или обычным хирургам, совершающим обрезание в присутствии раввина.

Обрезание в исламе

Согласно почти всем исламским религиозным лидерам, обрезание является важным элементом ислама. Хотя обрезание ни разу не встречается в Коране, обрезание упоминается в некоторых хадисах — повествованиях, содержащих сведения о пророке Мухаммеде и об установленных им религиозных правилах. Согласно вере большинства мусульман, пророк Мухаммед был рождён обрезанным. Согласно хадисам, обряд обрезания был начат Авраамом.

Обрезание в законодательстве царской России

Принадлежность новорождённого-мальчика к еврейству в России официально констатировалась регистрацией совершённого обрезания в метрической книге (ст. 913, т. IX, улож. 1906 г.). Однако младенец, не подвергнутый обрезанию, не считался неевреем, так как евреем считался любой рождённый еврейкой; пребывание евреем прекращалось лишь с официальным переходом в другое вероисповедание. Ст. 302 улож. о наказаниях запрещала совершение этого обряда кому-либо, кроме раввина.

Техника обрезания

Обрезание у иудеев и мусульман разнится. У иудеев крайняя плоть члена отсекается по всей окружности (circumcisio), а у мусульман вырезается верхний сектор крайней плоти (excisio), а её остатки рубцуются под головкой члена; при обрезании по медицинским показаниям крайняя плоть обычно отсекается по окружности.

При традиционном обрезании, производимом раввином, используется лишь самые простые инструменты. Раввин отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения ее отверстия разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, отсасывает (ранее ртом, в последнее время с помощью специальной трубки) и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается толстым слоем мелко истёртого порошка перегнившего дерева или так называемым пульвером (ликоподием, semen lycopodii).

В современной России обрезание как правило проводят с использованием местной анестезии (иногда под общим наркозом); чаще всего используется так называемая «ручная техника», когда хирург просто отрезает листки крайней плоти и сшивает края раны рассасывающимся шовным материалом (кетгут, викрил и т. п.)

В США, странах Европы, Юго-Восточной Азии круговое обрезание чаще всего выполняют с использованием разнообразных коммерческих зажимов, которые подбираются соответственно размеру члена. Зажим также используется и как защитный экран, предохраняющий головку члена от случайных порезов. Для лучшего заживления иногда накладываются швы. Иногда вместо накладывания швов применяют зажимы, которые оставляют на половом члене на несколько дней, пока рана не заживёт.

Терапевтическое обрезание

Взгляды врачей на гигиеническое значение обрезания диаметрально противоположны. В то время как одни смотрят на обрезание как на печальный атавизм, лишённый всякого научного обоснования, многие исследователи признают за обрезанием весьма важную в профилактическом и терапевтическом отношении меру и рекомендуют распространение операции в более широких сферах населения.

Действительно, операция обрезания устраняет целый ряд заболеваний, возможных лишь у необрезанных. У некоторых мужчин отверстие крайней плоти оказывается аномально узким; такой врождённый порок развития (фимоз), сопровождаясь частичным сращением крайней плоти с головкой, влечёт за собой многочисленные болезненные явления. Скапливающаяся при этом в препуциальном мешке смегма своим механическим и химическим раздражением вызывает воспаление головки члена или вызывает зуд, заставляющий детей чесаться, что может служить первым толчком к мастурбации. Кроме того, смегма канцерогенна, в силу чего рак головки полового члена или крайней плоти встречается почти исключительно у необрезанных мужчин. При несовпадении положения наружного отверстия мочеиспускательного канала и отверстия крайней плоти может быть затруднено мочеиспускание с задержкой мочи в препуциальном мешке и увеличением объёма мочевого пузыря. У детей до трёх лет фимоз носит физиологический характер и, как правило, не требует хирургического вмешательства.

В настоящее время получены данные, согласно которым обрезание снижает риск заражения мужчины вирусом иммунодефицита; основываясь на этих данных, некоторые исследователи рекомендуют массовое обрезание как одну из профилактических мер для стран и регионов с высоким риском ВИЧ-инфицирования (прежде всего для стран Африки).

Американская медицинская Ассоциация (American Medical Association — AMA) разработала рекомендации относительно обрезания и распространила доклад в 2000 году. Согласно данным AMA, обрезание способствует снижению инфекций мочевых путей на протяжении первого года жизни. Далее AMA подчеркивает, что наряду со снижением риска рака пениса, частота этого состояния настолько мала, что риск проведения обрезания превышает пользу. Американская Академия акушеров и гинекологов (American Academy of Obstetricians and Gynecologists -ACOG) поддерживает установки AAP и AMA. Эта организация признает, что нет медицинских данных в поддержку обрезания как рутинной процедуры, что дети чувствуют боль, в силу чего перед обрезанием должно быть получено согласие на хирургическую процедуру.

Основными аргументами против обрезания признаются:

  • болевой шок — обрезание вызывает сильные болевые ощущения, поскольку новорожденным эту операцию делают чаще всего без анестезии. В последнее время в связи с многочисленными протестами родителей применяется местное обезболивание;
  • гигиенические проблемы — в младенческом возрасте головка полового члена мальчика (как и клитор девочки) очищается сама собой, тогда как после обрезания возникает настоятельная необходимость в тщательном уходе за головкой члена, поскольку в углублениях и складках кожи в области уздечки и венчика могут интенсивно развиваться бактерии, от появления которых эти области защищала крайняя плоть;
  • противоречие этическим нормам — с расцветом в девяностые годы XX века радикальных правозащитных и экологических организаций был сформулирован целый ряд этических проблем, связанных, в том числе, и со здоровьем. Заявляется, в частности, что удаление любой части тела человека без его согласия недопустимо, а поскольку младенец не может дать согласия на отсечение собственной крайней плоти, эта процедура в применении к детям изначально антигуманна и подлежит полному запрету.

Распространённость обрезания в мире

Примерно одна шестая часть всех мужчин мира обрезаны, в большинстве случаев по религиозным причинам. США — единственная страна в мире, где большинство мужчин обрезаны по нерелигиозным причинам.

Обычай обрезания в англоязычных странах (Канада, Австралия, Новая Зеландия, США, Великобритания) был введён в Викторианскую эпоху и получил широкое распространение в первой половине XX века. В настоящее время массовое обрезание в Новой Зеландии, Австралии, Канаде и Великобритании более не практикуется.

ТАБЛИЦА
Международная статистика по обрезанию
Страна Год Практика обрезания новорожденных (%)
США 1999 65.4 % [1]
Канада 1996/97 17 % [2]
Австралия 1995-96 10.6 % [3]
Новая Зеландия 1995 0.35 %* [4]
Великобритания 1972 0.41 % [5]

П р и м е ч а н и я:

  • 1 Cм., напр.: Шантепи де ла Соссей Д. П., Иллюстрированная история религий. Том I. Москва, 1899. С. 245.
  • 2 Ibid. С. 280.
  • 3 Ibid.
  • 4 См., напр.: Sicre J.L. Josue. Navarra, 2002. C.158—159)
  • 5 Обзор и анализ всех мест Библии на тему обрезания см., напр. в: Леон-Дюфур К. (ред.). «Словарь библейского богословия». Брюссель, 1990. Столб. 698—701. The Anchor Bible Dictionary. Vol. I (1992). P. 1025—1031. Theologisches Wörterbuch zum AT. Vol. IV (1984). P. 734—738. Diccionario Enciclopédico de la Biblia (Barcelona, 1993). P. 321—322. Об обрезании в кн. Иисуса Навина: Finkel J. The case of the repeated circumcision in Jos 5, 2—7. An historical and comparative study, in: «Annals of the Jewish Academy of Arts and Sciences». New York, 1974. P. 177—213. Gooding D.W. Traditions of Interpretetaion of the Circumcision at Gilgal, in: «Proceedings of the Sixth World Congress of Jew-ish Studies», Vol. I. Jerusalem, 1977. P. 149—164. Gradwohl R. Der «Hügel der Vorhäuter» (Josua V 3). «Vetus Testamentum», № 26 (1976). P. 235—240. Hertog C.G. den. Jos 5, 4—6 in der griechischen Übersetzung. «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», № 110 (1998). P. 601—606. Power E. Josue 5,9 and the Institution of the Circumcision. «Irish Theological Quarterly», № 18 (1951). P. 368—372.
  • 6 Об этом говорится в 1-й книге Макковеев: «Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.» (1 Мак, 1:14—15)
  • 7 «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдение заповедей Божьих» (1 Кор, 7:18—19).
  • 8 Hilaire de Poitiers. Traité des mystères, II, 6. Sources Chrétiennes 19. Paris, 1949. P. 150.
  • 9 'Иустин Философ и Мученик, св., «Разговор с Трифоном Иудеем», 113. Цит. по: Протопопов В. «Библейские ветхозаветные факты по толкованиям св. отцев и учителей Церкви». Казань, 1896. С. 166—167.
  • 10 Cirillo di Alessandria. «Commento al Vangelo di Giovanni», IV, 7. Roma, 1994. P. 600—601.
  • 11 Феодорит Кирский, блаж. «Изъяснение трудных мест Божественнаго Писания». Творения. Т. I. Москва, 1855. С. 276—277.

Ссылки


Статья является кандидатом в хорошие статьи с 2006-09-08. Возможно, требуется доработка статьи.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home