Хронология Московского метрополитена

Содержание

Ниже в хронологическом порядке представлены основные события из истории Московского метрополитена[1].

XX век

1902

  • 18 сентября (30 сентября) — обсуждение в Московской Городской думе первого проекта метрополитена (автор — инженер П. И. Балинский). Согласно проекту, метрополитен должен был быть большей частью надземным (предполагалось сооружение эстакад) и иметь небольшое число подземных участков в историческом центре — в частности, под Красной площадью. Проект не был утверждён.

1912

  • Московской Городской думой обсуждался новый проект метрополитена — теперь уже полностью подземного. Проект предусматривал строительство трёх подземных линий. Из-за начавшейся Первой Мировой войны проект так и не был реализован.

1931

  • 15 июня — на пленуме ЦК ВКП(б) принято решение о строительстве метрополитена в Москве.
  • Началась проходка первого участка метрополитена. Опытный участок, с которого началось строительство, располагался на Русаковской улице.

1933

  • 13 августа — в президиум Моссовета представлен технический проект первоочередных линий метрополитена. Проект был утверждён к концу года.
  • Переход строительства метрополитена в активную фазу. Устройство 14 шахт по трассе первого радиуса.

1934

  • 15 октября — на пусковом участке появился первый пробный поезд из двух вагонов.
  • Ноябрь — при Моссовете создано Управление метрополитена.
  • Выполнение большей части земляных работ при строительстве пускового участка.

1935

1936

  • Составы Московского метрополитена стали шестивагонными.

1937

  • 20 марта — открылась следующая за «Смоленской» станция Московского метрополитена — «Киевская»; перегон «Смоленская» — «Киевская» (ныне относящийcя к Филёвской линии) имеет длину 1,3 км и пересекает реку Москву по мосту. «Киевская» стала первой станцией второй очереди метрополитена.

1938

1940

  • 20 июня — первая пробная поездка вагона типа «Г» в Московском метрополитене.
  • Октябрь — началась опытная работа состава из четырёх вагонов типа «Г» на Горьковской линии.

1941

  • С началом бомбардировок во время Великой Отечественной войны станции Московского метрополитена использовались как бомбоубежища.
  • 15 октября — постановление ГКО об уничтожении метрополитена в случае вхождения неприятеля на территорию Москвы. В этот день движение поездов прекратилось, станции были заминированы. 16 октября постановление было отменено, движение восстановлено.

1942

  • 31 мая — стоимость проезда составила 40 копеек.

1943

  • 1 января — продление Горьковского радиуса от «Площади Свердлова» на 6,2 км в юго-восточном направлении, к автозаводу имени Сталина (станция называлась «Завод имени Сталина», ныне — «Автозаводская») — с промежуточными станциями «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

1944

1947

  • 7 сентября — начало работы вагонов типа «Г» в Московском метрополитене. Вагоны нового типа поступили в электродепо «Сокол».
  • На станциях метро впервые появились интервальные часы.
  • Введены в эксплуатацию вагоны типа «В».

1948

1950

1952

1953

1954

  • 9 марта — вступило в строй электродепо «Красная Пресня».
  • 14 марта — замкнулась Кольцевая линия: первых пассажиров принял участок от «Белорусской» до «Парка Культуры» с промежуточными станциями «Краснопресненская» и «Киевская» — общей длиной 5,9 км.
  • 5 ноября — продление Арбатско-Покровской линии на один перегон — до наземной станции «Первомайская», временно расположившейся на территории электродепо «Измайлово».
  • Составы Кировско-Фрунзенской линии (ныне — Сокольнической) стали семивагонными.

1957

  • Кировско-Фрунзенская линия продлена на 2,5 км от станции «Парк Культуры» до станции «Спортивная»; помимо последней, на этом участке открылась станция «Фрунзенская».
  • Парк подвижного состава Московского метрополитена обогатился вагонами типа «Д».

1958

1959

1961

1962

1963

1964

1965

1966

1967

  • 6 ноября — открылся музей Московского метрополитена.

1969

1970

  • 30 декабря — Калужский радиус продлён от станции «Октябрьская» на 3,1 км., до станции «Площадь Ногина» (современное название — «Китай-город»). Открыта также промежуточная станция «Третьяковская». Одновременно Ждановский радиус от станции «Таганская» продлён на 2,9 км до станции «Площадь Ногина». Реальной датой открытия этих станций следует считать 3 января 1971 года
  • На всех оборотных станциях введена маршрутно-релейная централизация.
  • Первый год эксплуатации семивагонных поездов на Арбатско-Покровской линии.

1971

1972

1974

1975

1976

  • Январь — Вагоны типов «А» и «Б» прекратили работу в Московском метрополитене. Последние подобные вагоны работали на Арбатско-Покровской линии.

1977

  • 8 января — террористический акт в Московском метрополитене, ставший причиной гибели восьми человек.
  • Начало массового списания вагонов типа «Г».
  • Первые испытания вагонов типа 81-717/714.

1978

1979

1980

1982

  • 17 февраля — один из самых трагических дней истории Московского метрополитена: на станции «Авиамоторная» Калининской линии произошла авария эскалатора, результатом которой стала гибель восьми человек. С 12 мая по 28 мая 1982 осуществлялся капитальный ремонт эскалаторов «Авиамоторной»; станция была закрыта для пассажиров.
  • Прекращена эксплуатация вагонов типа «Г» в Московском метрополитене.

1983

1984

  • 30 декабря — открыт участок Горьковско-Замоскворецкой линии длиной 2,8 км — от станции «Каширская» до станции «Орехово». Помимо последней, на участке открылись станции —«Кантемировская» и «Ленино» (современное название — «Царицыно»).
  • 31 декабря 19848 февраля 1985 — движение на новооткрытом участке от станции «Каширская» до станции «Орехово» было прекращено в связи с выходом плывуна. После восстановления организовано вилочное движение: поезда, прибывавшие из центра на станцию «Каширская», отправлялись по очереди в сторону станции «Каховская» и в сторону станции «Орехово».

1985

1986

1987

  • Март — составы Калужско-Рижской линии стали восьмивагонными.
  • 20 апреля — пожар в поезде на станции «Павелецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии, в результате которого пострадала облицовка станции. Причиной возгорания было короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона.
  • 6 ноября — Калужско-Рижская линия продлена на 2,9 км от станции «Беляево» с открытием станций «Коньково» и «Тёплый Стан». В связи с продолжением строительства этой линии камеру съезда для оборота вагонов не строили. Был построен Х-образный съезд перед станцией «Тёплый Стан» с оборотом вагонов на платформах. При этом каждый второй поезд оборачивался на станции «Беляево».
  • 31 декабря — открытие очередного участка Серпуховско-Тимирязевской линии — длиной 1,6 км, со станцией «Чеховская».

1988

1989

  • 13 января — станция «Ждановская» и электродепо «Ждановское» переименованы в «Выхино». Ждановско-Краснопресненская линия переименована в Таганско-Краснопресненскую.
  • 31 декабря — введён в действие участок Филёвской линии длиной 1,9 км со станцией «Крылатское».
  • Ввод системы АРС на Калининской и Серпуховской линиях.

1990

1991

1992

  • 1 марта — стоимость проезда составила 50 копеек.
  • 24 июня — стоимость проезда составила 1 рубль.
  • 1 декабря — стоимость проезда составила 3 рубля.
  • 31 декабря — продление Серпуховско-Тимирязевской линии на один перегон (2,6 км) от станции «Отрадное» до станции «Бибирево».
  • Произведена замена устаревшего подвижного состава: в ТЧ Фили вместо вагонов типа «Д» начали работу вагоны типа «Е», а в ТЧ Свиблово на смену вагонам типа «Е» пришли вагоны 81-714/81-717.

1993

  • 16 февраля — стоимость проезда составила 6 рублей.
  • 25 июня — стоимость проезда составила 10 рублей.
  • 15 октября — стоимость проезда составила 30 рублей.
  • Впервые представлены вагоны типа 81-720/81-721 «Яуза».

1994

  • 1 января — стоимость проезда составила 50 рублей.
  • 18 марта — стоимость проезда составила 100 рублей.
  • 30 марта — 31 марта — серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии, в результате которых пострадали в общей сложности 20 человек. Причиной аварий явилась неисправность системы АЛС-АРС.
  • 23 июня — стоимость проезда составила 150 рублей.
  • 15 июля — открылась станция «Алтуфьево» Серпуховско-Тимирязевской линии. Протяжённость введённого в эксплуатацию участка — 2 км.
  • 21 сентября — стоимость проезда составила 250 рублей.
  • 20 декабря — стоимость проезда составила 400 рублей.

1995

1996

  • 11 июня — примерно в 21.10 — 21.15 в вагоне поезда на перегоне «Тульская» — «Нагатинская» Серпуховско-Тимирязевской линии сработало самодельное взрывное устройство; взрыв явился причиной гибели четырёх человек; 16 человек пострадали.
  • 29 декабря — открытие участка Люблинской линии протяжённостью 5,4 км от станции «Волжская» до станции «Марьино» с промежуточными станциями «Люблино» и «Братиславская».
  • Списан (в электродепо «Планерное») последний грузовой состав из вагонов типа «Д».
  • На Сокольнической линии началась замена вагонов типа «Е» вагонами 81-714.5М/717.5М.

1997

1998

  • 1 января — деноминация. Стоимость проезда составила 2 рубля.
  • Введение в Московском метрополитене нового типа подвижного состава — поездов 81-720/81-721 «Яуза». Опытная эксплуатация «Яуз» началась 11 июня на Люблинской линии.

1999

2000

XXI век

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Примечания

  1. Даты некоторых событий требуют уточнения, — в отдельных случаях расхождение с действительностью может достичь трёх — четырёх дней.

См. также

Ссылки

Хронология Московского метрополитена:

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home