Реинкарнация

Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») — присущее ряду религиозных систем, а также встречающееся в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении) представление о посмертном существовании человека, смысл которого заключается в том, что душа человека возвращается в мир снова и снова в новых телесных воплощениях. Обычно цепь перевоплощений имеет некоторую цель, то есть душа претерпевает эволюцию. Данное воззрение получило свое распространение еще в древнейших культурах, от Индии (см. карма) до Египта. Метемпсихоз был отчасти воспринят некоторыми античными философскими школами (в частности, пифагорейцами) и некоторыми представителями различных направлений гностицизма.

В разных мировоззренческих системах в цепь перевоплощений могут втягиваться разные классы существ: от представителей одного народа до всего множества разумных существ (божества, духи), разных живых существ (животные) и неограниченного множества объектов (растения, камни, вещи).

В современной культуре «фактологической базой», поддерживающей веру в реинкарнацию, служат случаи, когда люди будто бы вспоминают свои предыдущие жизни, начинают идентифицировать себя с неким (не широко известным) человеком из прошлого, проявлять несвойственные им умения, например, говорить на незнакомом им языке.

Содержание

Реинкарнация в древних религиях

Пифагореизм

Пифагор, Эмпедокл и другие верили в переселение душ и считали, что они сохранили воспоминание о своих прошлых существованиях.

«Бродяга, изгнанный из божьего рая — говорил о себе Эмпедокл, — я был уже раньше мальчиком и девочкой, кустом и птицей, немой рыбой, плавающей в море» (Очищения). Он говорил ещё: «Я навсегда избавлен от смерти» (там же).

Рассказывая о Пифагоре, Эмпедокл описывал его как «человека чрезвычайных познаний», так как «там, куда он направлял всю силу своего разума, он с лёгкостью постигал, что он когда-то жил в десяти, двадцати человеческих существованиях» (Очищения).

Реинкарнация в современных религиях

Индуизм

В Индии представление о трансмиграции души установилось с древних времён. В самых древних ведах о метемпсихозе ещё не говорится. Понятие перерождений было введено в Упанишадах1000 до н. э.), содержащих основные религиозно-философские идеи вед.

Идея реинкарнации души связана с понятием кармы, которое также объясняется в Упанишадах. Индивидуальная душа джива-атман переходит от одних уровней существования к другим в зависимости от деяний. В индуизме культивируется также идея освобождения от круговорота перерождений (Moksha), в чём-то подобного буддийской нирване.

См. также [1] (англ.).

Буддизм

Хотя в популярной буддийской литературе и в фольклоре можно нередко встретить рассказы и рассуждения о переселении душ, буддийская философия тем не менее отрицает существование души, Атмана, «высшего Я» и тому подобных реалий, поэтому не признаёт реинкарнаций. Однако в буддизме существует понятие сантана — протжённость сознания, за которой не стоит никакой абсолютной опоры, сантана связана с постоянными изменениями, подобно кадрам на киноленте.

Сознание блуждает по пяти (шести) мирам сансары (адских существ, голодных духов, животных, людей, богов), которые разделены на многие местопребывания, при этом только два мира животных и людей связаны с материальным воплощением. Эти блуждания происходят как на протяжении жизни, так и после смерти, пребывание в том или ином мире определяется психическим состоянием. Местопребывание определяется предыдущеми деяниями (кармой). Только человеческое существование, характеризующееся разумным выбором, позволяет влиять на блуждания в сансаре. В момент смерти происходит переход в другое местопребывание сансары в зависимости от предыдущих деяний.

В тибетском буддизме вводится также понятие промежуточного состояния (бардо), когда сознание выскакивает на границы сансары, в частности в момент смерти происходит переживание ясного света. Практика тантры связана с культивацией промежуточных состояний.

Особое значение в тибетском буддизме приобретают некоторые высшие ламы, которые считаются манифестацией (тулку) будд и бодхисаттв, сохраняя линию перерождения. После смерти такого ламы ищется вновь родившийся ребёнок, являющийся продолжение линии. Кандидаты проверяются по сложной системе тестов.

См. также: Карма, Абхидхарма, Тантра, бардо, Ясный Свет, тулку, Абхидхарма и перерождения

Иудаизм и Каббала

По поводу реинкарнаций различные школы и авторы высказывались по-разному, от полного непризнания реинкарнаций до полного принятия трансмиграции душ подобно индийской традиции.

Наиболее знаменательна теория реинкарнаций (гилгул), изложенная в классическом каббалистическом трактате Ицхака Луриа Шаар ха Гилгулим («Ворота реинкарнаций»), где приведены сложные законы реинкарнаций (гилгул) и зачатия (иббур) для пяти различных типов душ, активно ссылаясь на библейские сочинения (Танах).

Тем не менее в библии, мидрашах, Мишне и Талмуде нигде явно не говорится о реинкарнациях.

Понятие реинкарнации вводится в средневековом мистическом сочинении Багир, которое выводится от мистика первого века Нехунии бен-ха-Каны, Багир получил широкое распространение с 1150. После публикации книги Зогар в конце XIII века, идея реинкарнаций появилась во мноших еврейских общинах.

Реинкарнации признавали следующие еврейские рабби: Баал Шем Тов — основатель хасидизма, Леви ибн-Хабиб (Ралбах), Нахманид (Рамбан), Раббену Бахья бен-Ашер, рабби Шеломо Алкабез и рабби Хайм Витал.

Обоснование реинкарнаций возникает из размышлений, почему благочестивые люди и безгрешные дети нередко страдают или оказываются безвинно убитыми. Это противоречит убеждению, что хорошие люди не должны страдать. Отсюда делается вывод, что такие люди — реинкарнация грешников в прошлом рождении.

Немало историй о гилгулах приводится в коллекции хасидских историй Мартина Бубера, в частности касающихся Баал Шем Това.

Другой взгляд на реинкарнации состоит в том, что душа(нешама) перерождается заново при условии, что она не выполнила определённой миссии. Последователи этого взгляда считают гилгул явлением редким, и не считают что души переселяются постоянно.

Многие рабби отрицательно относились к идее реинкарнации, в частности Саадия Гаон, Хасдай Крескас, Йедайя Бедерши, Иосиф Албо, Абрагам ибн-Дауд и Леон де-Модена. Задавались вопросы, почему люди не помнят прошлых рождений, к какой конкретно душе будет обращаться Б-г в день Суда, как такое может быть что над людьми давлеют грехи прошлых рождений и нет никакого стимула жить данную жизнь праведно.

Идея гилгул стала популярной в народной литературе на языке идиш. Некоторые каббалисты утверждали также, что человеческие души могут, например, переродиться в душу животного, на эту тему имелись работы XIIXV веков.

В современном иудаизме как правило к идее реинкарнации относятся отрицательно, однако среди многих ортодоксальных и хасидских групп вера в гилгул часто встречается.

Литература

Ислам

  • Религия друзов — ветвь ислама (ответвление исмаилизма) со множеством особенностей иудаизма. В цепь перевоплощений включены члены племени. Человек, порвавший с народом, теряет возможность родиться вновь.
  • К друзам близки (основа — тоже исмаилизм) алавиты, также верящие в переселение душ.

Синтоизм

Синтоизм признаёт возможность реинкарнации, при этом обычно считается, что возродившаяся в новом теле душа умершего не сохраняет воспоминаний о предыдущих воплощениях, но может проявлять умения и таланты, приобретённые и проявленные в прошлой жизни.

Христианство

Реинкарнация в корне противоречит основам христианского вероучения в понимании его традиционными консервативными конфессиями, такими как католицизм и православие. В этих вероучениях судьба человеческой души после смерти определена чётко: она отправляется в одно из посмертных обиталищ (рай либо ад), возможно, через некоторые промежуточные этапы (мытарства, чистилище). Поэтому все варианты учения о реинкарнации являются, с точки зрения этих конфессий, ересью.

Тем не менее, в реинкарнацию верили многие видные известные европейцы-христиане — например, Джордано Бруно. На бытовом уровне вера в метемпсихоз широко распространена среди мирян различных направлений христианства. Веру в реинкарнацию открыто провозглашали катары, что послужило одной из причин объявления этого учения ересью. Равно верят в переселение душ и современные ариане (учение которых также является с точки зрения ортодоксального христианства еретическим).

Нью-эйдж

Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый верованиям о перевоплощениях, присущим религиям, аналогичным Нью-Эйдж.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Тема реинкарнации в художественной литературе, поп-культуре и фантастике

Реинкарнация в фэнтэзи

  • В мире Толкина (Эа) многократно рождаются эльфы, которые после своей гибели попадают в Чертоги Мандоса, на Валиноре, и через промежутки времени, сравнимые по длительности с Эпохами Среднеземья, возвращаются к жизни; при этом в разных сюжетах у Толкина они то сохраняют память, то только ходят слухи, что они являются воплощениями эльфов древности (Арвен как воплощение Лучиэнь). В новых поколениях гномов снова и снова рождаются семь их праотцев.
  • В книгах Майкла Муркока.
  • В романе Майкла Суэнвика «Дочь железного дракона» героиня на разных этапах своего взросления сталкивается со множеством персонажей, некоторые из которых схожи судьбой, чертами характера, внешностью, ролью в жизни героини и имеют общее истинное имя. Хотя в конце каждого этапа такие герои погибают, от следующего этапа, где появляются повзрослевшие их аналоги, это событие отделяет ничтожное время. В университетской лекции даётся объяснение: претерпевающая реинкарнацию душа может родиться с одинаковой вероятностью как в прошлом, так и в будущем, и одновременно в мире может существовать несколько воплощений одного и того же индивидуума. Здесь мировоззренческое понятие перевоплощения сливается с понятием литературного двойника.

Реинкарнация в научной фантастике и нефантастической литературе

  • У Джека Лондона в его романе «До Адама» реинкарнация заменена научно-фантастическим аналогом — генетической памятью предков. Герою, современному мальчику, снятся сны, в которых всплывают эпизоды из жизни его доисторического предка, ещё человекообезьяны, в том числе он переживает и эмоции, которые предок испытывал.
  • Герой его же романа «Смирительная рубашка» (в других переводах — «Межзвёздный скиталец»), вернее его дух, приобретает способность совершать увлекательнейшие путешествия во времени и пространстве, будучи ограниченным тюремной камерой. Перед читателем проходит череда прежних воплощений героя: кавалер средневековой Франции, один из воинов Понтия Пилата, сын американского фермера и многие другие.
  • В метафизической антиутопии Светланы Ягуповой «Мутанты Асинтона», реинкарнация — это тоже странная мутация, шутка природы, доставшаяся единственному существу. «Мутанты Асинтона» — это роман-притча, и под явление не подводится научной базы, только под редкость явления. В то же время, эпизоды прошлых жизней выстраиваются в форме научно-популярного путешествия во времени — своего рода виртуальной машины времени.
  • К теме реинкарнации юмористически подошёл Песах Амнуэль в своих рассказах «Шестая жизнь тому назад» и «Шестая жизнь тому вперёд». Во втором рассказе описывается применение особого прибора, позволяющего вспомнить ещё только предстоящие пользователю жизни. Поскольку душа человека при реинкарнации способна распадаться на несколько экземпляров, использование прибора приводило к подобию шизофрении. Таким образом, самый каверзный вопрос теории реинкарнаций — «Откуда возникают новые души для всё более и более возрастающего населения планеты Земля?» — был превращён в основу сюжета.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home