Чакра

У этого термина существуют и другие значения, см. Чакра (оружие).

Чакры (санскр. चक्र, cakra?, букв. «круг», «колесо», «диск») в духовных практиках индуизма — точки концентрации психической энергии человека. Кроме индуизма понятие чакр используется в некоторых системах буддизма и особенно Тантры и йоги, во многих современных оккультных системах, а также специальные символические изображения (чакра-янтры).

Содержание

Идея

Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос).

Разные индийские источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются шесть —

  1. Муладхара (санскр. मूलाधार, mūlādhāra?) — копчик, основание позвоночника. Красный.
  2. Свадхистхана (санскр. स्वाधिष्ठान, svādhiṣṭhāna?) — половые органы. Оранжевый.
  3. Манипура (санскр. मणिपूर, maṇipūra?) — пупок. Желтый.
  4. Анахата (санскр. अनाहत, anāhata?) — сердце. Зеленый.
  5. Вишуддха (санскр. विशुद्ध, viśuddha?) — горло. Голубой.
  6. Аджна (санскр. आज्ञा, ājñā?) — лоб, «третий глаз». Синий.

Иногда добавляется Сахасрара (санскр. सहस्रार, sahasrāra?) — духовная сущность, объединяющая все чакры. В йогической традиции и еще раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади (своего рода аналогом кровеносной системы, в которой циркулирует прана). Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. С чакрами тесно связана тантрическая концепция Кундалини, «пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой (Муладхари) к более высокой (Сахасраре) сопровождается радикальной духовной эволюцией.

Чакры, хотя и не находятся в физическом теле человека, на анатомическом уровне отвечают основным нервным сплетениям и локализуются в соответствующих местах вдоль позвоночника.

Другие определения

В буддистской космологии существует понятие «чакра», отличающееся от общепринятой «энергетической» версии и связанное с очень широким символизмом, который в буддизме укладывается в идею колеса. Это, в частности, и «колесо закона» (дхарма-чакра), которое символизирует четыре истины Будды, «колесо жизни» (сансара-чакра), которая отображает цикличность процессов смерти и рождения, «колесо времени» (кала-чакра) и др.

В тибетской тантрической традиции рассматриваются пять чакр (отсутствует Сахасрара, Свадхистана и Манипура объединены в один центр), эти чакры активно используются в медитационной практике.

В так называемой «тантре левой руки» понятия чакры связано со специфическими ритуалами, которые выполняются в специальных группах, где члены группы размещаются вокруг определенного символа.

История

Упоминание о чакрах как о центрах для сосредоточения в духовных практиках или центрах концентрации психической энергии можно найти уже в поздних Упанишадах, в частности в Йога Таттва Упанишаде и Брахма Упанишаде, а также в некоторых Пуранах.

Достаточно детально и разнообразно концепция чакр была разработана в тантрических текстах и тесно совмещается с Кундалини и процессом ее пробуждения. Впрочем, в этих текстах еще нет устойчивости как о количестве чакр и их местонахождении, так и о соответствующем символизме.

Устоявшейся на сегодня на Западе можно считать концепцию из 6 (7) чакр, которая изложена в достаточно завершённом виде в текстах Шат-Чакра Нирупана и Падука Панчака, переведённых Дж. Вудрофом в книге «Змеиная сила» , опубликованной под псевдонимом Артур Авалон.

Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине, можно провести определенные аналогии с некоторыми активными центрами в акупунктуре. В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека (латаиф). В каббале с частями тела иногда ассоциируются сфирот.

Основные чакры

Ниже приведена сравнительная таблица основных чакр:

Чакра Основные функции Цвет Ассоциация со стихиями
Муладхара
mūlādhāra, मूलाधार
инстинкт, выживание, безопасность красный земля
Свадхистхана
svādhiṣṭhāna, स्वाधिष्ठान
эмоции, сексуальная энергия, творческий потенциал оранжевый вода
Манипура
maṇipūra, मणिपूर
умственное функционирование, власть, контроль, свобода, карьера жёлтый огонь
Анахата
anāhata, अनाहत
преданность, любовь, сострадание, здоровье зелёный или розовый воздух
Вишуддха
viśuddha, विशुद्ध
общение, самовыражение голубой жизнь
Аджна
(Третий глаз)
ājñā, आज्ञा
интуиция, высший уровень осознания синий время
Сахасрара
sahasrāra, सहस्रार
подсоединение к космосу, полное освобождение фиолетовый; возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакры пространство

Муладхара

Муладхара (mūlādhāra, मूलाधार — от санскр. мула — корень, основа и адхара — фундамент, базис, опора) - первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Считается, что из Муладхари отходят самые главные нади: Сушумна (какая дальше пронизывает другие чакры), Ида и Пингала.

Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами Вам, Шам, Ссам, Сам на них. В центре лотоса — желтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона, как символ силы и прочности.

Внутри янтри можно видеть букву биджа (семенной)-мантра Лам.

Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт).

Свадхистхана

Свадхистхана (svādhiṣṭhāna, स्वाधिष्ठान) — от санскр. сва — «собственный» та адхистхана — «жильё». Буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала («джала» — вода, и свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — «пенис»).

Анатомически свадхистхану принято локализовать в основе позвоночника, на копчике.

Свадхистхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам и Лам. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — Вам. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти.

Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне свадхистхани мир и все вещи в нем рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень свадхистхани также соотносят из активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний.

Манипура

Манипура (maṇipūra, मणिपूर — от санскр. мани — «драгоценность», и пур — «город») - пупочная чакра власти.

Манипура изображается в виде голубого или ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам.

На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция.

Анахата

Анахата (anāhata, अनाहत — санскр. «неприкосновенный» или «такой, который не испытал удара», а также «божественный звук») - сердечная чакра любви.

Анахата-чакра изображается в виде голубого (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка (Шакти). Символ перекрещенных треугольников символизирует «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». Биджа-мантра Анахати — буква Йам. На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух.

Вишуддха

Вишуддха (санскр. viśuddha, विशुद्ध — «очистку») - горловая чакра гармонии.

Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум

В центре лотоса — капля нектара, который стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. bindu, बिन्द). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасрари

Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Значат, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого.

Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основе языка. После того, как нектар оставляет Бинду, он перед тем, как достичь Вишуддхи, сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана и Вишуддха-чакра.

Аджна (Третий глаз)

Аджна (санскр. ājnā, आज्ञा — букв. «приказ, команда») - межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз). В аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала.

Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из которых — Солнце, на другом Луна, да еще буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный санскритский алфавит. В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ ионе, а внутри треугольника — черный (по другим традициям белый) лингам — итаралингам («еще один, отличный, другой»). Биджа-мантра этой чакры — Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — третьим глазом.

Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярен в огромном количестве религиозных и психических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. В частности, статуи Будды часто делают с драгоценным камнем в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен и у многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев.

Аджна-чакру (и вообще «третий глаз» независимо от любого дополнительного символизма) очень часто связывают с шишковидною железой (эпифизом, пинеальной железой) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой. Согласно современным научным представлениям, она служит для выработки гормона мелатонин, участвующего в регуляции циркадных ритмов. Впрочем, разнообразные эзотерические практики предлагают разные методики «пробуждения шишковидной железы» как непосредственное условие к выявлению у человека чрезвычайных психических возможностей, в первую очередь, ясновидения.

Сахасрара

Сахасрара (санскр. sahasrāra, सहस्रार) — букв. «тысяча». Как уже было сказано раньше, Сахасрара не считается чакрой, а является высшей сущностью, которая в определённом смысле включает все другие чакры. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых — все возможны артикуляции санскритского алфавита из 50 букв (50 × 20), хотя, вероятно, это лишь метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции, здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр, согласно некоторым комментариям, здесь находится Нирвана, и кто познает полностью Сахасрару, тот не вернётся больше в колесо Сансары, достигнет освобождения.


Другие чакры

Некоторые источники вспоминают и о других, «второстепенных» чакрах. Среди важнейших из них следует вспомнить как Лалана-чакру и Бинду, так и, например, Манас-чакру и Сома-чакру, какие помещаются возле Аджна-чакры, йоништхану, которая находится близ Муладхары и др.

Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр, включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.

Ссылки

На английском языке

На украинском языке


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home