Взлёт

Взлёт — процесс перехода воздушного судна в состояние полёта. Начинается с момента страгивания для разбега и заканчивается на высоте 30 футов. Считается одим из самых сложных этапов полёта, потому что именно во время взлета могут отказать двигатели. Для того, чтобы разогнать тяжелую машину с нуля до взлетной скорости, двигателям устанавливают взлетный режим. Это чрезвычайный режим, на пределе возможностей. Кстати, самая большая катастрофа в истории авиации произошла именно на взлёте.

При взлёте самолёта существует скорость принятия решения (V1), до которой взлёт может быть безопасно прекращён, и самолёт останется на взлётно-посадочной полосе (ВПП), либо продолжен. В случае, если отказ произошёл на скорости, большей V1, единственным решением будет продолжить взлёт и, затем произвести посадку.

Перед взлетом пилот первым делом устанавливает закрылки на промежуточное положение, чтобы увеличить подъемную силу, и в то же время не препятствовать разгону самолета. Затем, дождавшись разрешения, устанавливает двигателям взлетный режим и отпускает тормоза. Главная задача пилота в это время — держать машину строго вдоль оси и не давать ей «гулять» по ВПП. Особенно это важно при ветренной погоде. Как только взлетная скорость достигнута, пилот плавно берет штурвал на себя, нос самолета приподнимается, увеличив угол атаки, и самолет устремляется вверх. Большинство типов самолетов гражданской авиации сконструированы так, что, даже если на взлёте откажет один из двигателей, мощи остальных двигателей хватит, чтобы отвести самолет от земли на безопасную высоту, совершить маневр и посадить его. Сразу же после отрыва убираются шасси, иначе их может повредить поток, и (если имеются) выпускные фары, затем поизводится постепенная уборка механизации крыла. Постепенная — чтобы подъемная сила резко не упала, и самолет не дал просадку. Особенно это опасно зимой, когда самолёт влетает в относительно тёплые слои воздуха, где эффективность двигателей падает, и поэтому просадка может быть особенно глубокой. Примерно по такому сценарию произошла катастрофа «Руслана» в Иркутске.
Как только достигнута высота перехода, пилот устанавливает давление 760 — уровень моря. Аэропорты мира расположены на разных высотах, а управление воздушным транспортом осуществляется в единой системе, поэтому на высоте перехода пилот обязан перейти с системы отсчета высот по уровню ВПП на единую систему отсчета относительно уровня моря. И когда давление 760 установлено, этап взлёта считается завершённым, и начинается следующий этап полёта: набор высоты.

Взлёт самолёта бывает трёх видов:

  • Взлёт с тормозов. Двигатели выводятся на режим максимальной тяги, на которой самолёт удерживается на тормозах; после того, как двигатели вышли на установленый режим, тормоза отпускаются, и начинается разбег.
  • Взлёт с кратковременной остановкой на ВПП. Экипаж не дожидается, пока двигатели выйдут на требуемый режим, а сразу начинает разбег (двигатели должны достичь нужной мощности до определённой скорости).
  • Взлёт без остановки (англ. rolling start). Двигатели выходят на нужный режим в процессе выруливания с рулёжной дорожки на ВПП, применяется при высокой интенсивности полётов на аэродроме.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home