Н1 (ракета-носитель)

H1советская ракета-носитель, разрабатывавшаяся под руководством Сергея Королёва, а после его смерти — под руководством Василия Мишина. Предназначалась, в первую очередь, для обеспечения полёта человека на поверхность Луны и возвращения его обратно. Все четыре испытательных запуска были неуспешными на этапе работы первой ступени. Программа была закрыта в 1974 году.

Основные характеристики РН

  • Длина, м 105,3
  • Максимальный диаметр, м 16
  • Стартовая масса, т 2820
  • Масса выводимого полезного груза на орбиту Земли (200 км), т 90
  • Масса топлива, т. 1410
  • Количество двигателей первой ступени, шт. 30
  • Суммарная тяга двигателей на земле, тс 4615

Топливо — керосин и кислород. Три ступени. Топливо хранилось в шаровых баках, подвешенных на несущей оболочке. На первой ступени было установлено 30 двигателей НК-15 вдоль двух концентрических окружностей. Хотя на стендовых испытаниях двигатель показал себя достаточно надёжным, большинство проблем было вызвано вибрациями и другими неучтёнными эффектами, вызванными одновременной работой такого количества двигателей.

Сборка ступеней ракеты осуществлялась на космодроме, так как не было возможности доставить собранные ступени транспортом из-за их размера.

Запуски комплекса Н1 — Л3

Изображение:N1 (Rakete).jpg

Все запуски ракеты Н-1 производились с площадки № 113 (с двумя стартовыми столами) космодрома Байконур.

Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 21 февраля 1969 года закончился аварийно. В результате пожара в хвостовом отсеке (двигатель № 2) и нарушения в работе системы контроля двигателя, которая на 68,7 с. выдала ложную команду на выключение двигателей.

Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведен 3 июля 1969 года и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А. В результате взрыва был практически полностью разрушен стартовый комплекс. По заключению аварийной комиссии под председательством В. П. Мишина причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя. Два года ушло на анализ результатов испытаний, дополнительные расчеты, исследования и экспериментальные работы.

Третий запуск ракетно-космической системы Н1-Л3 был проведен 27 июня 1971 года. Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали до их выключения системой управления на 50,1 с, однако, ракета закрутилась, а поскольку команда аварийного выключения двигателей была заблокирована до 50 с, то полет до 50,1 с был практически неуправляемым и, как следствие, аварийным. Для обеспечения управления ракетой по крену менее чем за год были созданы рулевые двигатели, работающие на окислительном генераторном газе и горючем, отбираемых от основных двигателей.

23 ноября 1972 года был произведен четвёртый пуск комплекса Н1-Л3. Ракета, стартовавшая в этом пуске, претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полетом осуществляла бортовая ЭВМ по командам гироплатформы (главный конструктор Н. А. Пилюгин). В состав двигательных установок введены рулевые двигатели, система пожаротушения. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой. Всего на этой ракете было установлено более 13 000 датчиков. Ракета пролетела без замечаний 106,93 с, но за 7 с до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты.

Очередной пуск намечался на четвертый квартал 1974 года. Однако, назначенный в мае 1974 года руководителем НПО «Энергия» академик В. П. Глушко своим приказом, с молчаливого согласия Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по комплексу Н1-Л3.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home