Человек

Человек в узком смысле — представитель вида Человек разумный или рода Homo, в широком смысле — существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами.

История понятия

[1]В философии и культуре идея личности оформляется постепенно. В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого определён законами судьбы, а сущность — неким божеством.

В восточной традиции человек является кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары, а духовные практики предполагают упражнения для души и тела в целом.

В западной философии (Платон) человек представляется как дуальное существо, тело которого имеет природную (материальную) сущность, а душа — идеальную сущность. Аристотель же, напротив, рассматривал душу как энтхелию тела, ориентировав человека на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте.

Средневековая философия провозглашает человека «образом и подобием Бога», личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность управлять собственной судьбой. Собственная душа становится тайной и загадкой для самого человека, в сочетании с понятием греховности такое определение заостряет дуализм души и тела.

Философия возрождения признаёт самодостаточную ценность человека, в творческих возможностях уподобленного Богу, но актуализированного без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма.

В философии и культуре Нового времени акцентируется индивидуальность и самосознание человека «я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

В неклассической философии второй половины 19-20 веков можно выделить такие основные подходы, как

  • Натурализаторский
    • Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.)
    • Восходящие к «философии жизни»: описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, философская антропология)
  • Экзистенциальный
    Актуализация уникального индивидуального человеческого существования в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам. (экзистенциализм, феноменология, персонализм)
  • Социологизаторский, рассматривает человека в контесте более широких социальных связей
    • Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. «В своей действительности сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений»
    • Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.)

Отличительные свойства человека

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, поскольку животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) разум, совесть, сознание, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхестественное, высший или абсолютный разум) и т. д.

Некоторые мировоззренческие системы утверждают наличие в человеке двух независимых начал: животного (биологического) и духовного (небиологического).

"...человек занимает в ряду Божиих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров - видимого и невидимого - как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего безконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру"[2]

Напротив, с точки зрения теории эволюции, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Ученые-эволюционисты объясняет такие отличия способностью людей к абстрактному мышлению и речи благодаря высокоразвитому мозгу.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врожденные инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек - животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. [3]

С подобных позиций некоторые этологи-дарвинисты пытаются связать религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и т.п., пытаясь свести религиозность у людей к атавизму [4], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

К тому же для большинства людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами. Этологи объясняют это действием механизма этологической изоляции близких видов. [5] На сегодняшний день можно заметить что отличия человека от животных не так категоричны.

Список альтернативных названий видов человека разумного

В дополнение к общепринятой научной классификации человека разумного были предложены другие (также имеющие латинское происхождение) альтернативные названия видов человека разумного, которые скорее можно назвать культурологическими видами, например «Человек строитель» — человек, способный создавать инструменты и изменять окружающую среду, «Человек экономический» — человек, как рациональный субъект, «Новый человек», «Человек смеющийся» — как умеющее смеяться животное.

Классификация состояний человека

  • В зависимости от возраста: дети,юноши и девушки,взрослые,пожилые,старики;
  • В зависимости от положения тела человека: лежит, сидит, стоит, ходьба, бег;
  • В зависимости от ментального состояния: сон, бодрствование;
  • В зависимости от уровня здоровья: здоровые люди,больные люди.


Человечность

Человечность - способность сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту и поступать по велению разума. Понятие человечности перекликается с понятием гуманизма.

Согласно данным представлениям жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, не человеком, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его похожесть на животных (такое предвзятое отношение к животным, вообще говоря, является проявлением видизма).

Человек в фантастике

Cтругацкие — «Малыш»

Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.

Примечания

  1. Энциклопедия социологииЧеловек
  2. Схимонах Иларион. На горах Кавказа.
  3. Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т.н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
  4. Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
  5. В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы [1]

См. также

В Википедии есть портал
«Человек»
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home