Симфония (в музыке)


Симфо́ния (от греч. συμφονία — «созвучие») — название сочинения для оркестра, состоящего из нескольких частей. Симфония — самая обширная музыкальная форма в области концертной оркестровой музыки.

Строение

Вследствие сходства по строению с сонатой симфония может быть названа большой сонатой для оркестра. Как и в сонате, в классической симфонии обычно имеется четыре части. 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме; 2-я, в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты; 3-я — скерцо или менуэт — в форме песни с трио (то есть коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада); 4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме или в большой форме рондо. Ввиду того, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, например, в обыкновенной фортепианной сонате, так как в симфонии надо выдвинуть разные оркестровые группы.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, например, Пасторальная симфония Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.

История

Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В форме симфонии сказал новое слово Шуман (в особенности в Симфонии ре минор), сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встречается и у Бетховена в его Девятой симфонии.

Начиная со второй половины XIX века строгие формы симфонии начали рушиться. Стала необязательной четырёхчастность: существуют как одночастные симфонии (Канчели), так и одиннадцатичастные (Шостакович). После 9-й симфонии Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии.

Симфонии писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс, Сибелиус, Хиндемит, Веберн и другие композиторы; из русских и советских — А. Г. Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев, Глазунов, Аренский, Стравинский, Скрябин, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович и другие.

См. также


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home