Марксизм

Часть раздела

Марксизм

Социология

Теория отчуждения
Эксплуатация
Классовая теория
Социальный антагонизм
Классовое сознание
Буржуазия
Пролетариат
Социальная революция
Отмирание государства
Социально-экономическая формация

Экономика

Закон прибавочной стоимости
Материальное производство
Способ производства
Производительные силы
Производственные отношения

История

Капиталистический способ производства
Классовая борьба
Диктатура пролетариата
Первоначальное накопление капитала
Пролетарская революция

Философия

Диалектический материализм
Исторический материализм

Теоретики

Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Владимир Ленин
Лев Троцкий
Роза Люксембург
Франкфуртская школа
«Праксис»

Маркси́змфилософское и идеологическое направление, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

Маркси́зм считает себя идеологией рабочего класса.

В своих дискуссиях по поводу того, что составляет истоки марксизма, Ленин называл следующие три [1]:

  • Классическая политическая экономия
  • Немецкая философия
  • Французский утопический социализм

Маркс, хотя и опирался на эти источники, тем не менее, подвергал их жесткой критике. Так, что касается классической политической экономии, нужно вспомнить труд «Критика политической экономии» (своеобразный заголовок всех его главных работ), где показываются ограничения и пределы либерального/буржуазного горизонта исследований. Что касается Гегеля, утверждение о том, что немецкий философ разделял точку зрения политической экономии, свидетельствует о том, что Маркс определил концепцию Гегеля в том же ключе, что и политическую экономию.Утопический социализм был отвергнут как нечистая совесть либерализма.

Считается, что наибольшее значение в теории Маркса имеют следующие три положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (экономический детерминизм)и теория отчуждения. На первые два положения указывал еще Энгельс(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19):

Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государст-венные учреждения, правовые воззрения, искусство... Но это не все. Маркс открыл также особый закон движения современного капиталистического способа производства и порожденного им буржуазного общества. С открытием прибавочной стоимости в эту область была сразу внесена ясность.

Что касается первого постулата, Марксово понимание исторического процесса можно найти в следующих словах: “Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все про-изводительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их осуществления в недрах самого старого общества” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13). И еще: "Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, ... не может ни перескочить, ни отменить последние декретами".

В творчестве Маркса выделяют два периода:

  • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
  • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов ("базиса") всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Содержание

Экономическое учение Маркса

Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы.

Метод Маркса

  • Метод «восхождения от абстрактного к конкретному». Для системы капитализма товар — это «экономическая клеточка» буржуазного общества, которая является предельно абстрактной категорией. И коренная проблема — это выделение исходного пункта этого «восхождения» в исследовании системы производственных отношений, выделение такого отношения, которое является всеобщей формой остальных отношений; указывает исторические границы системы; является исторически первым отношением данного способа производства; заключает в себе внутреннее противоречие, которое является зародышем всех остальных противоречий системы.
  • Историческое и логическое. Логическое есть отражение исторического, и это отражение, по словам Энгельса, должно быть «очищено» от случайностей исторического процесса. Соотношение исторического и логического видится, к примеру, в соотношении торгового и промышленного капитала. Торговый капитал исторически возник задолго до промышленного, однако последний подчиняет себе торговый капитал, и, следовательно, он должен быть выведен на базе промышленного.
  • Индукция и дедукция.
  • Анализ и синтез.

Производительные силы и производственные отношения

Маркс выделяет производственные отношения и производительные силы. Совокупность производственных отношений формирует «экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка...». Способ производства - это «специфический способ соединения непосредственных производителей со средствами производства». Между производственными отношениями и производительными силами существует диалектическое взаимодействие, и на определенной стадии развития они приходят в противоречие друг с другом: из форм развития производительных сил производственные отношения «превращаются в их оковы». Любая система производственных отношений конкретной экономической общественной формации исторически обусловлена, и обусловлены исторически все категории и законы этой системы. Развитие общества имеет в качестве своего исторического фундамента развитие производительных сил, развитие орудий труда и приводящего их в движение работника для воспроизводства материальной жизни общества. Но нужно заметить, что между «базисом» и «надстройкой» существует обратная связь, то есть они взаимно друг на друга влияют.

Товар

Товар – это исходное производственное отношение капитализма, всеобщая форма капиталистических производственных отношений, которая генетически развивается в капитал — основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. Ленин в книге «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» дает такую характеристику капитализма: «Продукт принимает форму товара в самых различных общественных производственных организмах, но только в капиталистическом производстве такая форма продукта труда является общей, а не исключительной, не единичной, не случайной. Второй признак капитализма — принятие товарной формы не только продуктом труда, но и самим трудом, т. е. рабочей силой человека.». Товар выступает как потребительная стоимость и как меновая стоимость. Потребительная стоимость означает свойство вещи удовлетворять человеческую потребность того или иного рода. Потребительная стоимость одного товара не похожа на потребительную стоимость другого товара. Меновая стоимость есть свойство вещей в той или иной пропорции обмениваться на другие, она возможна лишь в товарном хозяйстве. Как меновые стоимости товары однородны. Однородность товаров выражает однородность самого труда. Товары представляются как продукты одинакового человеческого труда. И стоимость как вещное выражение абстрактно человеческого труда, измеряется количеством этого труда. Меновая стоимость является единственно возможной и объективно необходимой формой выражения стоимости.

Конкретный и абстрактно человеческий труд

Конкретный труд:

  • Производит потребительную стоимость,
  • Производит качественно определенную потребительную стоимость и противопоставляется другим видам труда, производящим другие потребительные стоимости,
  • Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда,
  • Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них.

Абстрактно человеческий труд (примечание: термин «абстрактный труд» встречается у Маркса только в работе «Политико-экономические рукописи 1889г.»), который является качественно однородным человеческим трудом, является источником стоимости. Это та сторона действительного труда, которая обнаруживается в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы.

Деньги

Функции денег:

  • мера стоимостей ( выражение стоимостей товаров как качественно одинаковых и количественно сравнимых);
  • средства обращения (Кругооборот товара Т — Д — Т),
  • средство накопления (параллельно движущимся денежным потокам существуют и денежные резервы и постоянно происходят переливы из одних в другие),
  • средство платежа (кредит, который создает возможность распоряжаться ресурсами, которые не только еще не превращены в деньги, но часто и не произведены).
  • всемирные деньги (опосредование мировой торговли).

Прибавочная стоимость

Источником прибавочной стоимости является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится ее стоимость. Она образуется посредством того, что рабочий продает свою рабочую силу, которая оплачивается ниже совокупной стоимости производимых рабочим продуктов. Прибавочная стоимость является категорией только капиталистического хозяйства. Прибавочная стоимость выступает в своих особых формах как предпринимательская прибыль, процент, рента, т. е. как уже распределенная между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли. Прибавочная стоимость создается исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Прибавочная стоимость делится на абсолютную и относительную. Прибавочная стоимость, создаваемая путем удлинения рабочего дня, называется абсолютной, а та, что возникает посредством сокращения необходимого рабочего времени и изменения соотношения времени, которое тратится на необходимый и прибавочный труд, - относительной. Норма прибавочной стоимости есть, по словам Маркса, «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом». Она определяется формулой: т / v = прибавочный труд/необходимый труд.

Капитализм

Основными признаками капитализма могут быть названы следующие:

  • производство, нацеленное на обмен носит всеобщий характер
  • рабочая сила является товаром
  • стремление к прибыли – главная движущая сила производства
  • извлечение прибавочной стоимости, отделение непосредственного производителя от средств производства составляют внутреннюю экономическую форму
  • следуя императиву экономического роста, капитал стремится к глобальной интеграции, посредством мировых рынков.

Философское учение Маркса

У Маркса и Энгельса в целом сложилось негативистское отношение к философии.

В их ранних работах с одной стороны, осуждается ее противопоставляемое практической жизни умозрительное сознание, которое подлежит упразднению, но с другой стороны, настойчиво подчеркивается необходимость воплощения философии в действительность и в ней видится идейное оружие социального освобождения рабочего класса. Эта двойственность выливается в широко известную фразу "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его".

Позднее такая позиция вырождается в резкое отрицание философии в "Немецкой идеологии": Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь". Но в конечном счете можно сказать, что отрицание философии для Маркса и Энгельса оказывается отрицанием отрицания, т.е. снятым, преодоленным отрицанием, возрождением философии, но на новой основе.

Диалектический материализм

Выражение "диалектический материализм" в настоящее время служит для обозначения философии марксизма, но не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили лишь о «материалистической диалектике». Маркс не называл свое мировоззрение диалектическим материализмом или философией вообще. Он рассматривал материалистически переработанную диалектику не как философское учение. Что касается Энгельса, он говорит о материализме, о материалистической диалектике. Выражение "диалектический материализм" ввел в научный оборот И. Дицген в работе "Экскурсии социалиста в область теории познания". В связи с этим, Ленин ошибается, заявляя, что Маркс неоднократно называл свое мировоззрение диалектическим материализмом. Диалектический материализм порывает не только с идеализмом, но и с метафизическим материализмом.

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в "Диалектике природы" подчеркивается, что "диалектические законы являются действительными законами развития природы". Далее, Энгельс указывает, что

диалектика рассматривается как наука о наиболее общих законах всякого движения… Диалектика как наука о всеобщей связи. Главные законы: Превращение количества в качество - взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, - спиральная форма развития.

Маркс и Гегель

Маркс выступает против модного в современной ему Германии третирования философии Гегеля, объявляет себя его учеником и в этой связи определяет смысл и значение гегелевской диалектики следующим образом (предисловие ко второму изданию «Капитала»): "Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".

Фактически, критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики. Такая постановка вопроса влечет за собой возвращение к материалистической философии как общему мировоззрению, которое не сводимо к материалистическому пониманию истории, но признание необходимости новой, диалектико-материалистической философии несет отрицание традиционной философии, каждая система которой претендовала построить целостную, охватывающую все существующее картину мира.

Выход за границы капитализма

  • Государство должно отмереть посредством радикальной трансформации всего общества, а не быть отмененным посредством ряда административных мер.
  • Революция на стыке между вторичной (частная собственность) и третичной (общественная собственность) общественными формациями должна быть не политической, а социальной.
  • Главной движущей силой революции является пролетариат, поскольку антагонизмы капитализма ведут пролетариат к тому, чтобы преодолеть существующий строй.

Успешная политическая революция не может быть локальной или национальной – она должна быть мировой.

Политический марксизм

  • Традиционный (или классический) марксизм указывает на неизбежность революции в деле построения коммунистического общества, где решающая роль отводится пролетариату и его авангарду, организованному в политическую партию - партию рабочих, в противоположность всем другим, буржуазным партиям.
  • Социал-реформистская версия — настаивают на необходимости поэтапных реформ.

Западный марксизм

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home