Разум

Ра́зум (лат. ratio) — термин, под которым понимается существенная для человека как такового способность осмыслять всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. [Источник?]

С этим свойством связано видовая характеристика человека как Человека разумного (лат. Homo sapiens).

Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, слова со значением «разум» и «рассудок» связаны (фр. raison — raisonnement). Со времён античности разум является предметом осмысления философии.

Содержание

Разум и язык

Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия).

Разум и божество

В древней философии, после того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступленным восторгом (έχστασις). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae).

С точки зрения Владимира Соловьёва, «когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму, как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще».

Разум и опыт

В некоторых философских течениях XIX века разум противопоставлялся естественному опыту, или эмпирии. Существовало и обратное стремление — выводить разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм).

Разум и мозг

В философии разума различаются понятия: разум и мозг и отмечаются противоречия относительно их точных отношений, которые приводят к проблеме «разум-тело». Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за все электрохимические нейронные процессы. Разум относится к области умственных процессов, типа верований или желаний. Некоторые предполагают, что разум существует в некотором роде независимо от мозга, например в душе или имеет отношение к парафеноменам. Другие, например, теоретики жесткого искусственного интеллекта, считают, что разум – непосредственный аналог программного обеспечения , а мозг – аналог компьютерного «железа».

Разум у земных животных

Среди других (помимо человека) земных животных основными претендентами на обладание разумом являются шимпанзе и дельфины, также некоторые виды птиц (вороны). Некоторые зачатки разумного поведения находят также у слонов.

К потенциально разумным существам относят также головоногих моллюсков, у которых самый развитый мозг и наиболее гибкое поведение среди беспозвоночных. Кроме того, они, как и люди, животные неспециализированные, что также считается одной из важных предпосылок для развития разума. По этим причинам в фантастике головоногие часто оказываются в роли «альтернативного человечества» или инопланетян.

Мотив доведения потенциально разумного животного до состояния, когда возможно общение с ним человека на равных, называется сапиентизацией.

См. также


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home