Метерлинк, Морис

Морис Метерлинк (Maurice {Mooris} Polydore Marie Bernard Maeterlinck), родился в бельгийском городе Генте 29 августа 1862, умер в Ницце (Франция) 6 мая (по некоторым источникам - 5-го мая) 1949.

Выдающийся бельгийский поэт, драматург и философ. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы.

Содержание

Биография

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, т.к. были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты. С 1896 Метерлинк живет во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с «символистами», которые оказывают на него огромное влияние. Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). В 1889 вышел сборник стихов «Теплицы», в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»).

Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889, одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», (обе 1890), драма «Пелеас и Мелисанда», 1892. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории.

В 1940 Метерлинк бежал от германской оккупации в США, вернулся во Францию в 1947.

Наиболее известные произведения за 1894-1903

  • Пьеса «Смерть Тентажиля» (1894).
  • Пьесы-сказки «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896).
  • «Мудрость и судьба» (1898).
  • «Сокровенный храм» (1902).
  • Драма «Сестра Беатриса» (1900).
  • «Жизнь пчёл» (1901)
  • Историческая драма «Монна Ванна» (1902).
  • Пьеса «Чудо святого Антония» (1903).

«Синяя Птица» — сказка для взрослых

Пьеса «Синяя птица», написанная в 1905 в форме детской сказки, проникнута глубокой идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое». Ставится на сцене русского театра с 1908. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, по воле Феи отправляются на поиски Синей Птицы, которая позволит людям постичь души Вещей, Животных и Стихий. Но то, что они принимают за Синюю Птицу, на самом деле ею не является. Все птицы «недостаточно синие»: в Стране Воспоминаний давно умершие Бабушка и Дедушка дают им дрозда, который кажется детям совершенно синим, но когда они покидают эту Страну, дрозд становится черным. В Царстве Ночи они находят множество синих птиц в Саду Мечты и Ночного Света; но пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Поиски Синей Птицы приводят детей в Сады Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает волшебный алмаз, и становится видно, что Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее. Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Двое влюбленных детей умоляют бородатого старика Время, который отвозит детей на землю, где их ждут будущие матери, не разделять их любовь. Но Время неумолимо: этим детям предопределено жить в разных веках и на земле им не суждено быть вместе. «Да ведь он идет не умирать, а жить!» — возмущается старик-Время. Время ищет конкретных детей, ему нужен «герой, чтобы побороть Несправедливость». Ему «требуется честный человек, хотя бы один, в качестве необычайно редкого явления». Но о нем Время говорит: «Уж больно ты чахлый… Долго не протянешь!»

Тильтиль и Митиль возвращаются домой с пустой клеткой для Синей Птицы. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…» — говорит Душа Света. Дети прощаются с Душами Предметов и Животных. Но хижина дровосека волшебно преображается — все здесь становится новее, радостнее. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Тильтиль смотрит на горлицу, живущую у них дома, и та кажется ему Синей Птицей. Он дарит клетку с птицей больной девочке-соседке. Но в последний момент птица улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Произведения Метерлинка после 1905

  • «Разум цветов» (1907)
  • Пьеса «Обручение» (1918) — своего рода продолжение «Синей птицы».
  • Пьеса «Бургомистр Стильмонда» (1919)
  • Пьеса «Соль земли» (1919)
  • «Жизнь термитов» (1926)
  • «Жизнь пространства» (1928)
  • «Жизнь муравьев» (1930)
  • «Перед лицом бога» (1937)
  • «Жанна д'Арк» (1945)
  • Мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home