Шерман (танк)

«Шерман» (М4 «General Sherman») — основной средний танк армии США периода Второй Мировой войны. Разработан в 1941 — 42 гг. по заказу Департамента Вооружений армии США для замены в армиях США и Великобритании средних танков М3 "Lee/Grant". Серийно выпускался с февраля 1942 года на различных машиностроительных предприятиях США. Производившиеся основные серийные варианты и модификации отличались технологией изготовления корпуса (литой или сварной) и двигателем:

М4 — танк со сварным корпусом и карбюраторным радиальным двигателем Continental R-975. Выпускался серийно с июля 1942 года по январь 1944 года фирмами Pressed Steel Car Co, Baldwin Locomotive Works, American Locomotive Co, Pullman Standard Car Co, Detroit Tank Arsenal. Всего выпущено 6748 машин.

Танки производства Detroit Tank Arsenal отличались литой лобовой частью и получили наименование М4 «Composite Hull».

М4А1 — танк с литым корпусом и двигателем Continental R-975. Выпускался с февраля 1942 года по декабрь 1943 года фирмами Lima Locomotive Works, Pressed Steel Car Co, Pacific Car and Foundry Co. Всего выпущено 6281 машин.

М4А2 — танк со сварным корпусом и силовой установкой из двух дизелей General Motors 6046. Выпускался с апреля 1942 года по май 1945 года фирмами Pullman Standard Car Co, Fisher Tank Arsenal, American Locomotive Co, Baldwin Locomotive Works, Federal Machine & Welder Co. Всего выпущено 8053 танка.

М4А3 — имел сварной корпус и карбюраторный двигатель Ford GAA. Выпускался предприятиями Fisher Tank Arsenal, Detroit Tank Arsenal с июня 1942 года по март 1945 года в количестве 4761 штуки.

М4А4 — машина со сварным удлинённым корпусом и силовым агрегатом Chrysler A57 Multibank из пяти автомобильных двигателей. Выпущена в количестве 7499 штук предприятием Detroit Tank Arsenal.

М4А6 — корпус сварной, подобный М4А4, с литой лобовой частью. Двигатель — многотопливный дизель Caterpillar D200A. Выпущено 75 танков заводом Detroit Tank Arsenal.

Часть танков модификаций М4 и М4А3 выпуска 1944-45 гг. вооружалась 105-мм гаубицей, всего было построено 4680 танков.

В ходе войны с появлением в германских бронетанковых частях средних танков T-IV с длинноствольными 75-мм пушками и тяжёлых танков T-V и T-VI возникла проблема недостаточной бронепробиваемости американских 75-мм пушек М3, стоявших на танках «Шерман». Для решения этой проблемы были проведены работы по установке на М4 башни опытного танка Т23 с 76-мм длинноствольной пушкой М1 в маск-установке М62. Серийный выпуск танков М4 с башней Т23 продолжался с января 1944 года по апрель 1945 года. Все танки «Шерман» с 76-мм пушками получили в обозначении индекс «(76)». Было выпущено: М4А1(76) — 3426 шт., М4А2(76) — 2915 шт., М4А3(76) — 4542 шт.

С июня по июль 1944 года было также выпущено 254 «штурмовых танка» М4А3Е2 со значительно усиленным бронированием, получивших в войсках прозвище «Jumbo».

«Sherman Firefly» — танки М4А1 и М4А4 британской армии, вооружённые «17-фунтовой» (76,2 мм) противотанковой пушкой. К июню 1944 года в бртанских частях было 600 таких танков.

«Grizzly» — танк М4А1, серийно выпускавшийся в Канаде. В основном подобен американскому танку, отличался от него конструкцией ведущего колеса и гусеницы.

«Sherman DD» — специализированная версия танка, приспособленная для преодоления вплавь водных преград. Танк оснащался надувным прорезиненым брезентовым кожухом и гребными винтами с приводом от основного двигателя.

«Sherman Crab» — специализированный танк-тральщик, оборудованный бойковым тралом для прокладывания проходов в минных полях.

«Sherman Calliope» — танк, оборудованный реактивной системой залпового огня Т34, с 60 трубчатыми направляющими.

В процессе производства танки «Шерман» подвергались различным модификациям, изменявшим внешний облик машины. Танки ранних серий унаследовали от своего предшественника М3 нижнюю лобовую деталь, состоявшую из трёх секций скреплённых болтами. В дальнейшем на всех серийных машинах кроме М4А4 устанавливалась цельнолитая нижняя лобовая деталь.

Лобовая бронеплита ранних «Шерманов» при толщине 51 мм имела наклон к вертикали 56 градусов, в неё вваривались литые выступы под смотровые приборы механика-водителя и его помощника. Так как сварные швы являлись слабым местом и снижали снарядостойкость, их стали в войсках прикрывать, приваривая дополнительные бронелисты толщиной 20 мм. На машинах более поздних выпусков установили сплошную лобовую бронеплиту толщиной 64 мм при угле наклона 47 градусов.

Танки выпуска до 1944 года включительно имели ходовую часть, включавшую в себя 6 одинарных обрезиненных опорных катков сблокированных по два в тележки с амортизаторами из двух вертикальных спиральных пружин, гусеничная лента состояла из 79 стальных или резино-металлических траков шириной 16 дюймов (420 мм) и шагом 6 дюймов (152 мм). С 1944 года «Шерманы» получили новую подвеску из шести сдвоенных опорных катков, также сблокированных в три тележки с горизонтальными спиральными пружинами и гидроамортизатором. Ширина трака у такой ходовой части увеличилась до 584 мм (23 дюйма).

Танки «Шерман» выпуска второй половины 1944 года получили новые ящики для боеукладки по бортам корпуса, в которые между гнёздами боеприпасов заливалась вода, предотвращавшая пожар и детонацию боекомплекта при пробитии бортовой брони. Танки с такой боеукладкой (так называемой «мокрой») получили в обозначении индекс «W». Машины более ранних выпусков с «сухой» боеукладкой отличались от них дополнительными бронеплитами, которые наваривались по бортам в местах расположения боекомплекта.

В ходе Второй Мировой войны танки М4 применяли США, Великобритания, СССР, бронетанковые части «Свободной Франции», польские части. По закону о Ленд-Лизе в Великобританию была направлена 17181 машина, Советский Союз получил 4065 танков. Танк М4 принял участие во всех основных кампаниях и сражениях Второй Мировой войны. Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49234 танка.

Послевоенная история танка оказалась не менее насыщенной событиями.

В Армии США «Шерманы» модификаций М4А3Е8 и М4А3(105) состояли на вооружении до середины 50-х годов, а в частях Национальной гвардии — до конца 50-х. В американских и канадских танковых частях в составе войск ООН 679 «Шерманов» М4А3Е8 приняли участие в Корейской войне 1950-53 гг.

1254 танка М4А1(76) по программе военной помощи получила Франция. Там последние танки были сняты с вооружения в начале 60-х годов. 264 М4А3Е8 получили японские Силы Самообороны.

Несколько сотен танков М4А1 и М4А3 с 75-мм пушками были перевооружены 76-мм пушками М1А1 без замены башни. Переделка осуществлялась на предприятиях «Bowen-McLaughlin-York Co.» (BMY) в Йорке, Пенсильвания, и «Rock Island Arsenal» в Иллинойсе. Танки получили индекс Е4(76). Эти машины поставлялись в частности в Югославию, Данию, Пакистан и Португалию. Пакистан получил 547 танков М4А1Е4(76). Эти машины приняли участи в войне с Индией в 1956 году.

История применения

«Наши командиры придумали новую тактику. Если немцы посылают в бой один Тигр, то мы высылаем ему навстречу 8 Шерманов, при этом, надеясь, что хоть один из них выживет.» Британский «оптимизм» (Нормандия, 1944 г.)

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home