Антиалкогольная кампания

Антиалкогольная кампания — в общем смысле, комплекс правительственных мер по снижению потребления алкоголя среди населения.

Содержание

История

В истории СССР под выражением «Антиалкогольная кампания» имеется в виду период 19851987 гг., перед началом и в самом начале Перестройки (т. наз. «ускорения»). Однако, борьба с пьянством (в основном, на словах) велась и при предшественниках Горбачева.

В мае 1985 года М. С. Горбачёв ввёл резкие ограничения на производство и продажу алкоголя. Считается, что инициатором этих мероприятий был член Политбюро ЦК КПСС Е. К. Лигачёв. Сделано это было с хорошими намерениями: борьба с пьянством, снижение уровня преступности, повышение здоровья Советского народа.

Однако, на местах меры были проведены с массами нелепостей и крайне необдуманно. В Крыму, Грузии, Молдавии и на юге России вырубались виноградники (подчас знаменитые), что отрицательно сказывалось на местном бюджете.

Реформа явилась катастрофой для государственного бюджета, который лишился значительной статьи дохода. Производство спиртных напитков давало в бюджет страны большие суммы, и снижение их производства не могло не сказаться на экономике всей страны.

Если при Брежневе винные магазины открывались в 11 утра и работали и в будни, и в выходные, то в разгар антиалкогольной компании спиртные напитки продавались только в будние дни с 14 до 16 (или 17) часов местного времени, что стало одной из причин снижения уровня трудовой дисциплины на предприятиях, так как участилось количество прогулов.

Были приняты жестокие меры против распития спиртного в парках и сквериках, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели серьёзные неприятности на работе. Эти репрессии несколько отличались от жёстких мер Андропова, который проводил облавы на прогульщиков в банях, кинотеатрах и магазинах (но выпустил в продажу отвратительную «андроповскую» водку), но в целом продолжали авторитарный стиль руководства.

Кампания сопровождалась интенсивной пропагандой. Повсюду стала распространяться статья академика Углова о вреде и недопустимости потребления алкоголя ни при каких обстоятельствах и о том, что пьянство не свойственно русскому народу. Тогда же распространялась (неофициально) информация, что якобы «евреи спаивают русский народ». Открылось «Всесоюзное Общество Трезвости», вступление в которое было нередко добровольно-принудительным, особенно для членов КПСС. Простое употребление алкоголя могло стать причиной жёстких административных воздействий. Были даже запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, а по стране прокатилась (или, по крайней мере, сообщалось в прессе) волна «безалкогольных свадеб». Из фильмов вырезались алкогольные сцены, а на экран пустили боевик «Лимонадный Джо». В результате прозвища «Лимонадный Джо» и «минеральный секретарь» прочно закрепились за Горбачёвым.

Потребление алкоголя населением, однако, снизилось очень незначительно, а его производство перекочевало в теневую экономику.

В сельских населённых пунктах, в частных секторах городов и даже в многоквартирных домах выросло самогоноварение, несмотря на возможную уголовную ответственность или штраф. Многие самогонщики стали подпольно продавать самодельную алкогольную продукцию, зачастую крайне низкого качества. Рост самоговарения способствовал необычайному росту потребления, и, соответственно, исчезновению из свободной продажи сахара. При этом, не вполне ясно, что послужило причиной введения талонов на сахар: действительное исчерпание запасов «сырья» в результате скупки самогонщиками или же «профилактика» со стороны правительства. Так или иначе, осознав возможность создания искусственного дефицита товаров первой необходимости, коррумпированные работники торговли начали преднамеренно устраивать перебои с поставками и других продуктов и изделий массового спроса.

Осознав, что антиалкогольная кампания провалилась, советское руководство постепенно ослабило репрессии и свело ограничения на нет. Однако, необратимые перемены в экономике уже произошли.

С появлением к концу 1980-х кооперативов, стали создаваться подпольные цеха по производству алкоголя. Участились случаи массового отравления, в особенности в случае частой подмены этилового спирта метиловым, что грозило летальным исходом.

По мнению многих экспертов, антиалкогольная кампания была первым шагом к развалу экономики и государственности СССР.

Производство подпольной некачественной водки в больших объёмах продолжалось до середины 1990-х. С 19961997 гг. случаи применения метилового спирта при изготовлении практически не регистрировались, что связано с отсутствием проблем при покупки сырья и появлением в торговых точках большого разнообразия легальной вино-водочной продукции.

По случаю 20-летия Антиалкогольной кампании в 2005 году Горбачёв в одном из интервью заметил:

«из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

При этом он подчеркнул:

сейчас (2005 — прим.авт.) в России ситуация с потреблением алкоголя еще хуже, чем 20 лет назад.

2006 год

Правительственные меры 2006 года нельзя считать новой антиалкогольной кампанией.

Запрет на импорт вин из Молдавии и Грузии большинство считает скорее политическим решением для ослабления экономики недружественных государств.

Введение новых акцизных марок в июле 2006 года и возникший краткосрочный дефицит на вина — решение, связанное со стремлением пополнить бюджет. Некоторые специалисты указывают также на коммерческую заинтересованность разработчиков системы ЕГАИС во внедрении новой системы учёта спиртосодержащей продукции.

Мнения

  • Согласно проведённому опросу, сегодня 58% россиян в целом позитивно оценивают Антиалкогольную кампанию. Однако, только 15% считают, что она принесла позитивные плоды [1].
  • Оппоненты Антиалкогольной кампании считают, что она страну от пьянства не спасла, а отучила от хороших и качественных напитков.

Интересные факты

  • В советские времена у алкоголиков пользовались популярностью дешёвые «Тройной одеколон» и лосьоны «Розовый» и «Огуречный». Их потребление сильно возросло во время антиалкогольной кампании. Некоторые алкоголики научились употреблять также денатурат, средство для очистки стёкол «Секунда» и клей БФ. Из последнего спирт добывался длительным помешиванием клея с помощью палочки в тазу с (иногда подсоленной) водой. Клеящие компоненты при этом слипались и наматывались на палочку, а водно-спиртовой раствор, имевший ласковое название «Борис Фёдорович», выпивался.
  • В разгар кампании из старых фильмов вырезали сцены распития спиртных напитков, но (реже) оставляли, если напитки распивали отрицательные персонажи.

Юмор

  • Иностранный корреспондент приходит на советский завод, берет интервью у рабочего. «Скажите, если вы выпьете стакан водки, сможете работать?» — «Смогу». — «А если 2 стакана?» — «Смогу». — «А если три?» — «Так работаю же!».
  • Разгар антиалкогольной кампании. Мужик надевает тёмные очки, длинный плащ, шляпу; идет, плутая и постоянно оглядываясь, в винный магазин. Покупает там бутылку водки, прячет в карман, возвращается другим маршрутом домой. Раздевается, залезает под одеяло и там же под одеялом выпивает всю бутылку. На следующий день на работе его вызывает начальник. Начальник: «Ну что, Иван Иванович, напились вчера?» — «Откуда вы знаете?!» — «Иван Иванович, вы всё делали правильно. Всё делали правильно, пока в трусах за второй не пошли».

См.также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home